Три с половиной года назад, когда "АвтоВАЗ" получил новую управленческую команду, я написал в этой колонке о том, что правительство должно разделить «проблему «АвтоВАЗа» на две. На проблему выживания коммерческого предприятия, соревнующегося за покупателей с другими российскими и иностранными производителями, и на проблему зависимости судеб 700 000 жителей города Тольятти от судьбы завода. Потому что, было написано в колонке, наличие «социальной составляющей» создает неправильные стимулы для руководства завода. Самый «рыночный» выпускник бизнес-школы, став директором «АвтоВАЗа», ответственным за жителей миллионного Тольятти, станет инвестировать не в производство, а в лоббирование импортных тарифов и других форм господдержки.

Потому что отдача от лоббирования выше, чем от производства. Именно поэтому правительству предлагалось взять социальную защиту жителей Тольятти на себя, оставив завод заниматься бизнесом. В период бюджетных профицитов эта задача выглядела вполне решаемой.

Спустя три с половиной года можно с уверенностью сказать, что поставленная задача не только не была решена, но, в сущности, и не решалась вовсе. Наоборот, два года назад глава новой управленческой команды стал губернатором Самарской области. Вместо того чтобы разделить коммерческую и социальную составляющие проблемы, их, наоборот, тщательно соединяли. Неудивительно, что за три с половиной года практически ничего не сделано (устранение криминала и снижение издержек от воровства — не большое достижение за столь долгий срок) и резкое падение спроса застало завод совершенно неподготовленным. Точнее, подготовленным только к одному — к новому витку использования социальной составляющей для того, чтобы требовать покрытия потерь завода за счет средств всех граждан страны.

Правительству нужно, наконец, проявить политическую волю. Необходимо немедленно отстранить нынешнее руководство «АвтоВАЗа» как несправившееся. Это, собственно, должно быть правилом: если предприятие, прямо или косвенно контролируемое государством, обращается за господдержкой в виде импортных пошлин, налоговых преференций или прямых субсидий, первым же действием должна быть смена руководства. Как при банкротстве GM — правительство США начало с того, что выставило гендиректора. Иначе у менеджеров госкомпаний вообще не будет никаких стимулов к эффективной деятельности. Но смена руководства завода — только первый шаг, для которого политической воли нужно совсем чуть-чуть. Самое главное — признать, что нынешние трудности жителей Тольятти невозможно преодолеть, помогая заводу. Нужно позволить новому руководству уволить столько сотрудников, сколько они сочтут нужным, и вместо субсидий заводу начать тратить деньги на поддержку безработных, программы переквалификации, улучшение инфраструктуры в городе и т. п. А остальным гражданам страны объяснять и объяснять, почему тольяттинцам нужна — временно — особая забота. Потому что это забота, в сущности, о всех нас.

Константин Сонин — профессор Российской экономической школы

по материалам с сайта http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2009/08/03/207973