Публикация Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова в газете «Правда», посвященная проблемам образования.
В последние годы система отечественного образования явно больна: её непрерывно лихорадит от реформ. Вызванное прежде всего развалом экономики и крушением сложившегося десятилетиями образа жизни снижение рождаемости, приведшее к вымиранию страны, обернулось разрушением дошкольного образования. Огромный ущерб либеральные реформы нанесли школе: если при Советской власти существовало всеобщее среднее обязательное образование, то для «демократической» России власть посчитала достаточным неполного (9 классов) среднего образования, которое было провозглашено основным и обязательным. Затем на головы выпускников был обрушен пресловутый ЕГЭ, прозванный «угадайкой». В результате таких «реформ» в страну вернулась неграмотность. Почти исчезло с лица российской земли профессионально-техническое (на современном языке — начальное профессиональное) образование. Резко упал престиж среднего профессионального образования. Высшее образование рассечено на две ступени — бакалавриат и магистратура. При этом свыше половины студентов учатся на платной основе. Начался процесс массового сокращения вузов, в результате чего планируется резко сузить доступ к полноценному высшему образованию прежде всего детям из малоимущих семей.
Все эти «инновации» и «модернизации» отечественной школы президент и правительство намерены закрепить в новом законе об образовании, проект которого можно найти в Интернете. В ответ фракция КПРФ совместно с общественным движением «Образование для всех!», научной и педагогической общественностью разрабатывает альтернативный законопроект.
Новый закон об образовании — это событие не только для школы, но и для всего общества. Власть надеется этот пронизанный буржуазным духом документ протащить через парламент, пока Госдума работает в нынешнем составе и полностью подконтрольна «медведям». Борьба вокруг альтернативных концепций законопроекта обрела политический характер.
Недавно в Государственной думе по инициативе депутатов от Коммунистической партии и Общественного движения «Образование для всех!» были проведены общественные слушания на тему «Две концепции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: сравнительный анализ». Слушания открыл руководитель фракции КПРФ в Госдуме, Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов.
Мощь государства создаётся в школе
Тема слушаний напрямую связана с проблемами национальных отношений, которые в последние годы приобрели в нашей стране острый характер. Одним из главных завоеваний народа является его духовность, тесно связанная в том числе с системой образования. Вершиной не только отечественной государственности, но и всей отечественной истории была Советская власть, которая дала всем народам, населяющим нашу страну, достойное образование. Для этого необходимо было создать письменность всем, даже самым малочисленным народам, которые прежде её не имели. Именно в области образования наиболее ярко и полно проявила себя уникальная система социальных гарантий, этот выдающийся результат социалистического строительства. Не случайно ООН обобщала опыт Союза Советских Социалистических Республик, планета особенно интересовалась нашими достижениями в области образования, медицины и социальных гарантий. Эти достижения социалистической системы оказывали влияние на социальный климат всех государств.
Сегодня, когда разразился очередной кризис капиталистической экономики, всем стало очевидно, что первой его жертвой станет человек труда, так как капитализм прежде всего урезает социальные гарантии трудящихся. Массовые протесты, прокатившиеся во Франции и в Англии, в которых участвовали прежде всего молодёжь и студенчество, свидетельствуют о том, что новое поколение решительно заявляет о своём протесте, когда пытаются урезать социальные программы, связанные с гарантией бесплатного или недорогого образования. К слову сказать, организации системы образования Европа училась у Советской страны, а сегодня, когда первой социалистической державы не стало, капиталисты пытаются отнять у народов завоёванные ими социальные гарантии.
Мы считаем, что прошлый год прошёл в нашей стране не только под знаком жутких пожаров, которые охватили Центральную Россию, не только под знаком уголовщины и криминальной «кущёвки», но он был ознаменован также тем, что принятый бюджет страны построен так, чтобы всю социальную и культурную сферу перевести на коммерцию. По инициативе исполнительной власти, по сути дела, разрушаются даже те правовые основы, которые гарантированы 43-й статьёй нынешней Конституции. Речь идёт в первую очередь о равных правах каждого гражданина РФ на получение образования и медицинского обслуживания.
Коммунисты всегда последовательно выступали за полноценное образование для всех народов, населяющих Российскую Федерацию. Мы постоянно ратовали за такое образование, которое было бы тесно связано с наукой. О том, что это были не пустые слова, убедительно говорит хотя бы такой факт. Подчеркну, что наша фракция — одна из немногих, наверное, единственная на планете, в которой активно работает нобелевский лауреат. В своё время, когда Жорес Иванович Алфёров пришёл к нам, я его спросил: «Что вас привлекает в нашей фракции?» Он сказал: «Я внимательно проанализировал ваше голосование за последние 15 лет: коммунисты всегда голосовали за качественное образование, поддержку науки, женщин, детей и стариков. Поэтому хотел бы приложить свои знания в вашей фракции». Вместе с ним мы готовили целую серию программ поддержки детства, народного образования и науки.
В кризис, который разразился в мире, попали почти 200 стран. И только двенадцать из них в прошлом году прибавляли в производстве продукции. На первом месте по темпам выхода из кризиса стоит Китай — 10—12 процентов годового прироста, за ним идёт Вьетнам, тоже строящий социализм. Но все 20 наиболее развитых капиталистических стран по-прежнему из кризиса не вылезли. В наиболее трудном положении оказалась Россия. Наше государство — последнее в «двадцатке», мы также последние в БРИКе, и, наконец, мы последние среди нефтедобывающих стран. Несмотря на оптимизм, который источает господин Кудрин, реальное положение на самом деле таково, что в ближайшие два-три года мы не достигнем уровня, который имели не только в 1990-м, но и в предкризисном 2008 году.
Казалось бы, в таком положении, когда требуется мощный человеческий резерв для преодоления кризиса, очень важно реализовать несколько направлений национальной политики, прежде всего — провести модернизацию отечественного образования, увязав его не с рождёнными в кабинетной тиши мифическими прожектами, а с реальными потребностями экономики, оказать науке действенную поддержку.
По пути модернизации пошли все ведущие страны мира. Обама вкачал в модернизацию экономики США в прошлом году почти 400 миллиардов долларов, каждый второй из которых вложен в биотехнологии. В этом году на американскую модернизацию запланировано ещё больше средств.
Китайцы 10 лет занимают первое место по темпам роста вложения средств в науку и образование, они достигли почти 20 процентов ежегодного прироста. Кстати, те китайцы, которых государство и предприятия направляют во все ведущие университеты и школы мира для получения специальности, после обучения неизменно возвращаются на родину и работают у себя в стране. Это — показатель духовной зрелости нации.
Что касается нас, то в недавно принятом бюджете на 2011 год не оказалось денег не только на модернизацию, но даже на пять ключевых президентских программ. Более того, раз за разом вносятся предложения, которые направлены на то, чтобы вывести государство из сферы управления не только экономикой, но и социальными процессами. Новый проект закона об образовании, который предлагает правительство РФ, убирает государство из этой исключительно важной сферы, пытаясь превратить школу в лавку, спортивный объект, клуб и т.п., но только не в учебное заведение. Мы считаем, что это абсолютно неправомерная политика, она будет и дальше вести Россию к деградации, к потере наших позиций в глобальных процессах. Советская страна входила в пятерку самых развитых, самых читающих, самых образованных государств планеты. Сейчас по этим показателям мы откатились на задворки и продолжаем катиться дальше.
Хочу вам напомнить: сейчас пытаются идеализировать всю эпоху, предшествующую Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года. Но необходимо всегда иметь в виду, что страну надо оценивать по её жизнеспособности, по тому, как может государство выстоять в критических условиях, в частности, в военных катаклизмах. Дело в том, что сама эта способность определяется общим состоянием нации, экономическим и духовным достоянием страны. Так вот перед Великим Октябрём царская Россия проиграла три войны подряд — Крымскую, Русско-японскую, империалистическую.
Почему проиграла? Напомню, что в Русско-японской войне все солдаты-японцы умели хорошо читать. В русской же армии восемь из десяти солдат были неграмотными. После поражения в той войне премьер-министр Столыпин внёс предложение о введении всеобщего начального образования. Это предложение было отвергнуто. И только в 1916 году его приняли — тогда, когда царская Россия проиграла и империалистическую войну.
Советской власти досталась разрозненная, уничтоженная экономика, распавшееся государство и абсолютно не подготовленное для эффективной модернизации население. Но Советская власть самые сложные задачи решила фактически за две пятилетки. В предвоенные 10 лет было построено шесть тысяч лучших на тот период заводов, созданы великолепные школы, почти 100 педагогических училищ и институтов. Была полностью преодолена неграмотность.
Я был поражён, когда изучал материалы Нюрнбергского процесса. Некоторые главари вермахта заявляли, что они проиграли войну солдату и армии, которая была блестяще образована, великолепно организована и патриотично воспитана, что они проиграли прежде всего учителю, который за 10 лет справился с уникальной исторической задачей.
Наша система образования доказала свои достоинства и преимущества не только в Великой Отечественной войне, но и в освоении космоса. Я читал доклад, в котором отмечалось, что американцы после запуска нашего первого спутника были шокированы. Они к нам прислали огромную комиссию, которая по результатам обстоятельной работы подготовила глубокий доклад. Так вот в нём была глава, которая так и называлась: «Что знает Иван и чего не знает Джонни».
Ознакомившись с выводами той комиссии, конгресс США в 10 раз увеличил ассигнования на образование, посчитав, что соперничество в космосе Америка проиграла за школьной партой и на студенческой скамье. Выяснив причину своего отставания, США в своё образование вложили сумасшедшие капиталы. И параллельно они продолжали скупать мозги по всему миру.
Одна справка: в современной Америке работают 17 тысяч докторов, являющихся воспитанниками нашей школы и наших вузов. В то же время во всей российской науке сегодня осталось 27 тысяч докторов. В Советской стране трудились около миллиона научных работников, сейчас осталось порядка 450 тысяч. Но и это число продолжает таять и сокращаться.
Всё, что связано с так называемыми реформами высшей школы и образования, ведёт к деинтеллектуализации российского общества, к разрушению классической советской образовательной школы. Без освоения её опыта нельзя сделать никаких существенных выводов, невозможно трезво оценить проводимые «реформы» образования, выйти из нынешнего кризиса. Поэтому очень важно сейчас, принимая любой закон, помнить об этом.
Мы подготовили специальный проект закона, который сегодня будем вместе с вами обсуждать. Я бы очень хотел, чтобы наши рекомендации услышала вся страна, и мы вместе с вами сегодня их примем.
Источник: www.kprf.ru