Печать
Просмотров: 3156
Однако этот ответ более похож на отписку. Администрация завода отчаянно пытается представить дело так, что их завод далеко не единственный, пострадавший от кризиса, а значит с них и взятки гладки…
Секретарь ЦК КПРФ Леонид Калашников, отдавший работе на ВАЗе многие годы, с тревогой говорил на страницах газеты 20 июня с.г.:
– Многотысячная армия рабочих АвтоВАЗа сегодня поставлена на грань физического выживания. Если до кризиса рабочий на конвейере получал 13–15 тысяч – за счет переработок и премий, то теперь у него практически нет возможности заработать больше 6–7 тысяч. Рабочее время сокращено, переработки больше невозможны, премий нет. Выживай как знаешь.
– Завод сработал прошлый год с убытком более чем в 6 млрд рублей. Кроме не слишком грамотной маркетинговой политики «эффективные менеджеры» из «Ростехнологий» очень легко идут на увеличение непроизводственных расходов… Только за консультационные услуги «Тройки-Диалог» АвтоВАЗ отдал 342 млн рублей – а в 2007-м было 13 млн, то есть услуги консультантов подорожали в 26 раз!
– Конечно, о себе хозяева не забыли и исправно получали бонусы и компенсации за провальную, по сути, работу. Зарплата и разнообразные выплаты одним только 50 вице-президентам – более 100 млн рублей в месяц... И обещанные 25 млрд госпомощи заводу снова растворятся – уйдут на бешеные зарплаты топ-менеджерам и будут выведены через ненужные расходы. До рабочих не дойдет ни рубля из этой помощи.
Я считаю, что заводское руководство попросту издевается над своими рабочими, пользуясь их безвыходным положением: ведь они не могут никуда уйти – в Тольятти практически нет другой работы.
– Хозяевам мало того, что рабочие и так уже доведены до бедственного положения, их еще жилья хотят лишить! В заводских общежитиях плату за проживание вздули так, что зарплаты не хватает!..
Поскольку руководство глухо к бедам рабочих, они обращаются в суд. Автозаводской районный суд г. Тольятти их иск уже отклонил – в городе никто не хочет идти против хозяев АвтоВАЗа.
– После пикалёвского инцидента Медведев пригрозил губернаторам, что, если они сами не в состоянии решать местные конфликты, им быстро найдется замена. Пока ставленник «Ростехнологий», сам бывший директор ВАЗа, а ныне губернатор Самарской области Артяков конфликт на заводе и общее тяжелое положение в городе игнорирует.
И как же отреагировала администрация АвтоВАЗа на выступление газеты? Воспроизводим ее ответ, который проще назвать отпиской.
Нам внушали: «Надо трезво оценивать ситуацию»
Прочитав комментарий секретаря ЦК КПРФ Леонида Калашникова о ситуации в ОАО «АвтоВАЗ» «В Тольятти зреет «Пикалёво» («Советская Россия», 20.06.2009), мы пришли к выводу, что не можем оставить без ответа сделанные заявления. Они искажают действительное положение дел, создают у читателей газеты превратное впечатление о событиях на Волжском автозаводе.
Леонид Калашников указывает, что многотысячная армия рабочих АвтоВАЗа сегодня поставлена на грань физического выживания. Делая скидку на излишнюю драматизацию обстановки Калашниковым, подтвердим, что экономическое положение автозавода действительно сложное, но не катастрофическое. Перед кризисом все компании равны, и наиболее серьезно он ударил именно по автопроизводителям. И АвтоВАЗ не исключение. 
Продажи автомобилей всех марок на российском рынке неуклонно падают. Вот данные за последние месяцы: апрель – 54%, май – 58%, прогноз на июнь – не менее 60%. Не многим лучше ситуация на внешних рынках. При этом некоторые компании, в том числе еще вчера успешные, с мировой известностью, уже обанкротились, и им ищут новых хозяев. Куски собственности в виде Opel, Hummer уже выставлены на торги. И список можно продолжать. Фактически прекратило производство и проводит массовые сокращения работников Иж-Авто. В шестой раз за год останавливает конвейер КамАЗ. Несмотря на большие трудности АвтоВАЗ все же продолжает выпуск продукции, сохраняет лидирующее положение по продажам среди всех легковых автомобилей на внутреннем рынке. Его доля увеличилась до 30%. По последним данным, самая продаваемая в России модель среди легковых автомобилей – «Лада-Приора». Все это позволяет не только вовремя выплачивать зарплату и не предпринимать сокращения персонала, но и выполнять большую часть социальных программ.
Леонид Калашников обвиняет заводские власти, что те не использовали шанс увеличить продажи своей продукции на фоне подорожавших иномарок, подняв цены на «Лады». Не надо думать, что на АвтоВАЗе не умеют считать. Например, в случае с «классикой» расчеты маркетологов компании только подтвердились: подняв в общей сложности на 7% цены на эти модели, мы уступили в спросе на нее 15%, но в итоге выиграли в выручке. Сейчас отовсюду звучат предложения снизить цены на «Лады» на 100–120 тысяч рублей, и тогда у нас все раскупят. Да, машины разберут, но завод моментально вылетит в трубу. Чем рассчитываться с поставщиками, с энергетиками, чем платить налоги, заработную плату рабочим? Почему об этом не говорят сторонники простых решений? На АвтоВАЗе большие, чем у других компаний, объемы продаж. Соответственно в расчетах параметров реализации продукции действует эффект больших чисел. Мы обязаны, принимая то или иное маркетинговое решение, просчитывать риски, которые при наших объемах могут быть очень значительны. Кстати, затраты на рекламу и консалтинг в условиях обострившейся конкуренции помогают АвтоВАЗу удерживать то рыночное положение, которое он сегодня занимает. Говоря же о расходах на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, надо иметь представление, что результат от НИОКР в автомобильной отрасли не проявляется на следующий же день. Скажем, новый двигатель, коробка передач разрабатываются не один год и находятся затем в массовом производстве с модификациями десяток и более лет. Для разработки новой модели автомобиля требуются еще больший срок и более значительные инвестиции. В зарубежных компаниях в разработку и постановку на производство новой модели уходит 2–2,5 млрд евро. Нереально требовать от АвтоВАЗа регулярной смены моделей в отсутствие современных технологий и достаточных инвестиций.
Ухудшение экономического состояния предприятия отразилось не только на заработной плате рабочих, но и адекватно повлияло на доходы работников административного аппарата, топ-менеджеров. Доходы топ-менеджмента, руководителей, работающих по контракту, приказом президента компании уменьшены на 20% по окладной части, отменены премии – еще около 20%. Теперь оплата труда менеджмента максимально зависит от конечного результата принимаемых управленческих решений. Снижение доходов руководителей не будет увеличено до того момента, пока не будет восстановлен положительный финансово-экономический результат компании и не появится возможность поднять зарплату всем работникам компании. 
Помощь из федерального бюджета выделена АвтоВАЗу в первую очередь для продолжения производственной деятельности, расчетов по кредитам и с поставщиками, от которых зависит бесперебойная работа конвейера. Если бы эти средства были целиком направлены на выплату заработной платы, то, будучи просто проеденными за непродолжительный срок, действительно не принесли бы никакой пользы для завода. Расходуя деньги на обеспечение производства, компания производит продукт, реализует его на рынке и осуществляет текущие платежи, в том числе выплачивает заработную плату в соответствии с принятым руководством и согласованным с профсоюзом завода рабочим графиком. 
Администрация завода делает все, чтобы сохранить рабочие места и в целом коллектив, понимая, что, когда кризис кончится, нужно будет оперативно восстановить работу на прежних объемах производства и к этому времени выйти с новыми моделями. Сейчас, в условиях кризиса, людям действительно нередко приходится работать больше, чем определяет временно установленный уровень заработной платы. И это касается всех крупных компаний, не только АвтоВАЗа. Характерный пример: компания «Бритиш эйрлайнс» обратилась к своим сотрудникам с просьбой отработать бесплатно столько дней, кто сколько сможет, и получила понимание и отклик своих сотрудников. Наши работники здраво оценивают создавшееся положение и также сознательно относятся к необходимости сохранять производство работоспособным. При этом вынужденный простой автовазовцам до настоящего времени оплачивался в размере 2/3 среднего заработка. В связи с дальнейшим ухудшением экономического положения в связи с продолжающимся падением продаж только сейчас принято решение о переходе на сокращенную рабочую неделю без оплаты простоя.
Что касается Тольятти, то сравнение его с Пикалёво некорректно. В городе хорошо развиты и другие отрасли промышленной индустрии: химия и нефтехимия, энергетика, станкостроение, производство строительных материалов и др. Тольятти не является моногородом, несмотря на доминирование АвтоВАЗа. Поэтому говорить, что работники завода являются заложниками положения, неправильно. Совместно с местной властью руководители промышленных компаний города принимают все возможные меры, чтобы не допустить массовой безработицы. И это удается делать.
Совсем не так неоднозначна, как описывает Леонид Калашников, ситуация на жилых комплексах АвтоВАЗа. Заводские общежития являются собственностью компании и изначально предназначались лишь для временного проживания людей, поступивших на работу на завод. За последние годы, когда стоимость жилья в стране многократно возросла и стала недоступна абсолютному большинству граждан, семейные работники лишились реальной возможности приобрести собственное жилье и вынуждены оставаться с детьми в помещениях, не предназначенных для постоянного проживания. Здесь же проживают и занимают помещения работники сторонних организаций, не имеющие отношения к автозаводу, разместить которых потребовалось в свое время из соображений муниципальной необходимости. К примеру, в общежитиях до недавнего времени размещался военкомат, продолжает находиться ряд городских служб, которых там быть не должно. АвтоВАЗ терпит на содержании этих жилых комплексов только убытки. В 2008 году они составили 150 млн рублей.
В чем абсолютно прав Леонид Калашников – потенциал социального недовольства в Тольятти в силу сегодняшних проблем его ведущего промышленного предприятия выше, чем в Пикалёво. Поэтому неосторожные, а то и безответственные заявления политиков, активистов различных общественных движений способны лишь спровоцировать ускоренное негативное развитие событий, неконтролируемые протестные действия многотысячной толпы, которые будут чреваты не только дополнительными большими потерями для экономики завода, города и страны в целом. 

С.Ю. Наумов, вице-президент по персоналу ОАО «АвтоВАЗ»; 
Н.М. Карагин, председатель профсоюзного комитета ОАО «АвтоВАЗ»

 По материалам с сайта www.kprf.ru и газеты "Советская Россия"