Поэтому сказать, когда произойдёт и произойдёт ли резкое обострение социальных противоречий сложно. При этом общий курс на свёртывание социальной политики проявляется довольно активно. Даже тогда, когда он проводится под предлогом улучшения уровня жизни граждан. Простой пример. Владимир Путин недавно крайне удивился, узнав, что в России преподаватели в ВУЗах получают меньше средней зарплаты по стране. Это действительно уникальная ситуация. Другой такой нет ни в Европе, ни, наверное, даже в Африке. После этого последовала команда – поднять заработную плату в ВУЗах до средней по региону. И что в итоге получается на местах? Ректоры из Челябинска мне звонят и рассказывают, что к ним поступают «инструкции», как это указание осуществить на практике. Вызывают профессора пенсионного возраста и говорят ему: или уходишь на пенсию, или мы тебя при той же нагрузке переводим с половины ставки на четверть. То есть у тех, кто остаётся на работе, формально зарплата повышается, а на деле всё остаётся по-прежнему.

Предсказать развитие событий сейчас сложно, ещё и потому, что власть учла свои прежние ошибки и старается в социальной сфере действовать более изощрённо, не напролом. Не случайно Федеральный закон 83 «О бюджетных учреждениях», который называют ещё законом об интеллектуальной монетизации, был подписан президентом Медведевым в мае 2010 года, но в силу вступил только в этом месяце. Власть ждала, когда пройдут парламентские и президентские выборы. И сейчас этот закон постепенно будет коммерциализировать образование, медицину и культуру за счёт карманов граждан. Это будет делаться в таком режиме, чтобы мы «привыкали платить» за то, что ещё недавно было бесплатным. При этом разговоры о том, что это вынужденные шаги, и государство просто не может обеспечить качественного бесплатного образования и медицинского обслуживания гражданам, мягко говоря, не соответствуют действительности.

Мы сейчас часто сравниваем свой потенциал со странами БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Так вот в Бразилии затраты на образование составляют 5 с небольшим процентов от ВВП. В России по официальным данным – 4,2 процента, а по данным Общественной палаты – 3,5 процента. Бразилия приняла решение повысить расходы на образование вдвое.

Ровно то же самое предусмотрено законопроектом о «Народном образовании», разработанном и внесённом в Госдуму депутатами КПРФ. Если Бразилия может, не имея огромных доходов от экспорта энергоресурсов, позволить себе такие шаги, то почему бы нам не вложить деньги в образование своих граждан? Коммерциализация человеческого потенциала, о которой нам так часто говорят, возможна лишь после того, как он сформирован.

Я считаю, что отношение гражданина к государству – это естественная реакция на отношение государства к гражданину. Чтобы в этих взаимоотношениях наметился прогресс, нам нужно, чтобы государство на деле вело в отношении граждан социально ответственную политику и предоставляло им больше политических свобод. Когда-то господин Ходорковский назвал это «левым поворотом». Пока же мы видим, что делается всё наоборот.

Осенью мы будем стараться продвинуть свой законопроект «О народном образовании», который является альтернативным законотворчеству единороссов, подготовивших закон «Об образовании в Российской Федерации». Мы будем делать всё возможное, чтобы наш закон поддержали не только оппозиционеры, но и депутаты от фракции «Единой России». Правда, пока особенного энтузиазма со стороны последних я не заметил. Законопроект единороссов «Об образовании», как и другие законы псевдосоциального характера, вроде закона «Об основах охраны здоровья граждан», исходят из того, что они будут применяться в условиях действия ФЗ 83, который рано или поздно приведёт к коммерциализации нашего образования и здравоохранения. При этом Госдума упорно отказывается рассматривать вопрос об отмене закона «об интеллектуальной монетизации». Причём когда я привожу данные «Левада-центра» о том, что против него выступает 54 процента граждан, а поддерживает его всего 7 процентов (остальные о нём просто не знают), мне возражают: вот вступит закон в силу, люди поймут своё счастье и станут его поддерживать. Всё это было бы смешно…

Нынешний курс образовательной политики приносит закономерные результаты.

Если в конце 80-х годов прошлого века мы по экспертным оценкам входили в десятку лидеров по уровню человеческого потенциала, то сейчас мы – на 66 месте. И отставание даже по сравнению с концом 90-х года увеличивается.


Олег Смолин - первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, президент общества «Знание»


Источник: www.svpressa.ru