Когда-то при упоминании фамилии Брежнев вздымался шквал вопросов. Разве не в бытность его генсеком случился ввод войск Варшавского договора в Чехословакию? Не с его ли благословления начался трудный и опасный афганский поход? Именно в те времена случилась и высылка из столичных центров Сахарова, Бродского, имел место рост диссидентского движения? Разве не испытывало население большую неудовлетворённость потребительского спроса? Было много и других неудобных вопросов.
Всё это было. Но, почему же, тогда, по прошествии стольких лет, задумываясь над пережитым, мы ощущаем вкус горечи от всего, что произошло позже? Почему испытываем жгучую боль от бездарно растраченного наследства наших отцов и дедов? И почему, наконец, многие из тех, кто выехал из страны в годы брежневского руководства, именно тот период считают лучшим в своей жизни и в жизни всей нашей страны?
Казалось бы, в магазинах теперь всё есть. Есть, да не укусишь. При Брежневе домашние холодильники были полны. Теперь они пусты у очень многих граждан. Автомобилей на дорогах уже пруд пруди, но в основном иностранного производства. Телесериалов заметно прибавилось, да смотреть особо нечего. Вроде бы и полки книжных магазинов завалены, только вот читать страна почти разучилась.
Как-то незаметно растворились в анналах истории несгибаемые правдолюбы, слывшие ранее «совестью нации». Успешно творившие при Брежневе «шестидесятники» и «почвенники», один за другим ушли в небытие, почти не сотворив ничего масштабного и сокровенного за годы «перестройки» и бесконечных «реформ». А на смену им, стыдно сказать, не возникло почти никого, равного им по масштабу — ни в литературе, ни в кино, ни в живописи. «Дом-2» и эксперименты «провокационного искусства», разумеется, не в счёт. Да и страна из самой образованной рискует быстро превратиться в сборище потребителей, не помнящих родства. Успехи науки и культуры сменились господством шарлатанов-предсказателей, гадалок и лжепророков.
А кадры? Те самые, которые призваны решать «ВСЁ»! Где они? Ну, разве можно сравнить кого-то из нынешних «слуг народа» с Косыгиным или Байбаковым, с Устиновым, Щербицким или Машеровым? Да мало ли с кем ещё! Разве можно поверить, что в бытность Леонида Ильича управлять ключевыми для государства отраслями доверили бы людям, ни дня не работавшим на производстве. Тем, кто не имеет ни малейшего понятия о том, как всё, что доверено им, устроено снизу доверху. И кто знает, что было бы со страной, если бы во времена катастрофы дефолта у руля порушенной и истерзанной страны не встали Примаков, Маслюков и Геращенко — люди, олицетворяющие собой последнее поколение той кадровой школы, которая жила и развивалась при Брежневе.
Задумываясь над пережитым, всё больше людей задают себе вопрос, ради чего стоило затевать все это — «гласность», «перестройку» и прочее, если на смену пресловутому «господству КПСС» мы получили абсолютно пошлое и бездарное господство «Единой России». Если взамен «теневиков» выросла целая свора номенклатурных олигархов и коррумпированных мздоимцев, а на смену немногочисленным «ворам в законе» пришли целые полчища убийц, бандитов, насильников.
Размышляя над судьбой России без Брежнева, приходишь к печальному выводу о том, что очень быстро после его ухода страну столкнули на путь, ведущий в тупик. Загнали её туда и беспощадно добивают. В последние годы существования СССР в нём, не в пример Китаю, возобладали те силы, которые впитали все худшее, что было в прежней жизни дома и за рубежом. Впитали и добавили гораздо более циничное и гнусное. Пока социалистический выбор развития помогает Китайской Народной Республике справляться с самыми разными трудностями и уверенно идти вперёд, болото криминального капитализма все больше засасывает и убивает Россию. В этих жутких условиях наша страна не осталась пока полностью беззащитной перед лицом внешней угрозы только потому, что созданный в 70-е годы ядерный щит пока ещё не совсем обветшал.
Да, время идёт вперед. Вот и минуло уже тридцать лет с момента ухода из жизни Л.И. Брежнева. Дела и уроки его времени дают многое для размышлений и выводов. Миллионы граждан России эти новые выводы для себя уже сделали. Что ж, лучше поздно, чем никогда. Но очень важно и то, чтобы не было слишком поздно.