«СП»: - Но ведь на словах власти уже давно обещают исправить ситуацию?

 - Вопрос просто «футболят». Президент Владимир Путин еще в апреле 2012 года обещал в кратчайшие сроки повысить МРОТ до прожиточного минимума. Однако подготовленный Минтруда проект индексации заработных плат был раскритикован Министерством финансов и объединениями работодателей. Минфин наотрез отказался выделять на исполнение норм Трудового кодекса средства, а работодатели уперлись, не желая повышать фонд оплаты труда. И президент вроде бы ничего не может сделать.

«СП»: - Сколько же нужно денег для того, чтобы поднять МРОТ до минимального прожиточного уровня?

- Как и в случае с проблемой нищеты, в глаза бросается несуразность «цены вопроса». Для повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума от государства потребуется смехотворная сумма – от 45 до 55 млрд рублей. Это менее 0,08% ВВП или приблизительно 0,7% от временно свободных 7,2 трлн рублей Минфина, без дела лежащих на счетах в Центральном Банке, коммерческих баках и золотовалютных резервах. Требуемая сумма в шесть раз ниже итоговых затрат государства на проведение имиджевого и показушного по сути саммита АТЭС во Владивостоке в августе 2012 года, который, по признанию самого президента Путина, «проходил на стройке» и оброс целым ворохом громких коррупционных скандалов.

«СП»: - Если это возможно, то почему бы чиновникам не повысить МРОТ, хотя бы для того, чтобы отчитаться перед президентом?

- В последнее время наблюдается осознанное торможение повышение размера МРОТ со стороны чиновников, которые пытаются минимизировать социальные расходы бюджета. В последний раз повышение МРОТ происходило аж в июне 2010 года. Притом что, за период с середины 2010 года накопленный прирост потребительских цен составил более 21%. Другими словами, на протяжении последних лет наблюдается расширение пропасти между ускоренным ростом стоимости жизни для россиян, в особенности для малоимущих слоев населения, и запаздывающим повышением прожиточного минимума. Который иначе как «статистическим издевательством» над социально незащищенными россиянами назвать не получается.

«СП»: - Несмотря на торможение в последние годы, МРОТ за 11 лет вырос в 35 раз. Получается, что мы все-таки стали жить лучше?

- Здесь стоит отметить качественную деградацию самой структуры нищего населения России. Прежде всего, в глаза бросается тот факт, что все в большей степени нищета становится обыденным явлением не в среде социально незащищенных слоев населения (пенсионеров, ветеранов труда, детей и инвалидов), а среди экономически активного населения, среди тех, кто работает. Так, удельный вес экономически активных граждан, чьи доходы не дотягивают до величины прожиточного минимума, за период 2001-2011 годов подскочил с 61,2% до 65,6% от всех нищих россиян. Притом что доля безработных осталась почти неизменной – она выросла с 2,4 до 2,5%.

Получается, что нищета в России обусловлена не хроническим тунеядством, ленью и повальным алкоголизмом населения, как это любят представлять «рыночные фундаменталисты» и некоторые высокопоставленные чиновники. Практически две трети нищего населения России составляют граждане, стремящиеся поправить свое бедственное имущественное положение и вырваться из кромешной нищеты, но не имеющие возможности сделать это в силу ряда объективных и не зависящих от них причин.

«СП»: - Что же мешает им заработать денег и жить лучше?

- Вместе с откровенно антимодернизационной политикой властей, делающей нерентабельной практически любую производительную деятельность, урезанием бюджетной поддержки экономики и социальной сферы, в стране давно наблюдается усиленный приток иммигрантов. Только по официальным данным Росстата, за период 2000-2011 годов чистый приток низко квалифицированной рабочей силы из «братских республик» превысил 1,8 млн человек (реально более 7-10 млн), в то время как российская экономика за аналогичный промежуток времени потеряла более 4 млн рабочих мест. Неконтролируемый наплыв иммигрантов провоцирует деградацию рынка труда, замещение отечественной рабочей силы на низко квалифицированной работе иностранцами, люмпенизацию населения, рост социальной напряженности и национальную неприязнь.

Другими словами, за последние девять лет произошла качественная деградация структуры нищеты. Она перекинулась на экономически активное население, многодетные семьи и детей, которые оказались в нищете в силу нежелания властей заниматься структурной перестройкой экономики, модернизацией промышленности и борьбой с незаконной иммиграцией. Это стало закономерным итогом проводимой чиновниками ультра либеральной политики по перекладыванию социальных расходов с государства на плечи самих россиян, и скрытой приватизации бюджетной сферы.

«СП»: - Правительство и Путина, и Медведева преподносило как свой успех снижение безработицы? Это на самом деле так, или опять мы наблюдаем игры со статистикой?

- С формальной точки зрения уровень безработицы сократился с 8,4% в 2009 году, до 6,6% по итогам 2011 года, а за период с января по сентябрь 2012 года безработица упала с 6,6% до 5,2%. Но нужно понимать, что официальные оценки Росстата очень сильно приукрашивают ситуацию, так как не учитывают скрытую безработицу. С учетом простоев на производстве, вынужденных и неоплачиваемых отпусков, сокращенных рабочих часов и неполной трудовой занятости, реальная безработица в России зашкаливает за 10-11% от экономически активного населения. Если же к этим цифрам добавить практически 17-18% работающих россиян (порядка 13 млн человек), чья заработная плата даже по официальным оценкам Росстата не дотягивает до прожиточного минимума, то окажется, что реально без нормального источника трудовых доходов, необходимых для поддержания жизни, в России пребывает порядка 25-27% экономически активного населения страны.

И это неудивительно, ведь несмотря на снижение нормы безработицы «на бумаге», российская экономика только за период с января по ноябрь 2012 года потеряла свыше 100 тыс. рабочих мест. И каким образом при этом чиновники смогли зафиксировать снижение официального уровня безработицы - остается загадкой для экспертов.


Источник: www.svpressa.ru