В связи с этим возникает вопрос: а действительно ли Путин, возвращаясь в президентское кресло, намеревался, скажем, снизить социальное расслоение? И почему вопреки отсутствию заметных успехов рейтинг президента остаётся стабильным? 

 - Как теперь ясно, Путин не собирался ничего перераспределять и вообще менять что-то кардинальным образом, - говорит член-корреспондент РАН, завкафедрой мировой экономики Российского экономического университета имени Плеханова, бывший председатель Верховного совета России Руслан Хасбулатов. - Не вижу никаких подвижек, попыток модернизации экономики. Сидим по-прежнему на нефти и газе. Кроме них продавать нам нечего. Вот это главная проблема – где развитие машиностроения, перерабатывающей промышленности? В США бензин уже дешевле, чем у нас, притом что уровень жизни там выше в несколько раз. Деньги тратят на что угодно, но только не на развитие регионов. В Грозном до начала 90-х годов было три нефтеперерабатывающих завода. Город был центром нефтехимической промышленности. Почему сейчас не возродить хотя бы один завод? 

 Только и слышишь разговоры о том, что Чечня – республика дотационная. Но даже если там один миллион тонн нефти в год добывается - это ведь тридцать миллиардов рублей дохода. И так по всем регионам – непонятно куда уходят деньги.

 Если бы люди знали истинную ситуацию, поддержка Путина была бы в 2-3 раза меньше. Высокие рейтинги президента обусловлены только его активной телевизионной деятельностью: он постоянно кого-то ругает, отчитывает перед телекамерами. Создается ощущение, что он весь в работе, воюет с разгильдяйством чиновников. Но по-хорошему, в ситуации, когда государственный механизм работает эффективно, подобная работа должна идти без лишней шумихи на публику: кто-то виноват – накажи, отдай под суд. Я разочарован всей этой показухой. Все-таки была надежда, что мы увидим реальные действия после переизбрания Путина, вместо этого – сплошной пиар. 

«СП»: - Путин уже больше 12 лет находится у руля государства. За это время многие социальные проблемы только усилились, промышленность продолжает деградировать. Почему же большая часть россиян все-таки связывает с ним надежды на улучшение жизни?

 - Потому что на фоне еще более посредственных и серых руководителей страны он смотрится получше. Не секрет, что в нашей стране работает система отрицательного отбора во власть – сильных и ярких личностей там не любят, боятся. Поэтому высокопоставленные чиновники – сплошь нерешительные и несамостоятельные люди. Между тем, в России много порядочных талантливых людей, которые готовы взять на себя ответственность за страну, но их никто не пускает во власть. 

«СП»: - До каких пор пиарщикам Путина будет удаваться поддерживать его рейтинг?

 - До тех пор, пока держаться высокие цены на нефть. Эти деньги не заработаны нашим обществом, это подарок Всевышнего. А наши руководители вместо того, чтобы тратить нефтедоллары на развитие страны, зазывают иностранных инвесторов – надеются, что они научат нас уму-разуму. До смешного доходит – своих денег навалом, а мы зачем-то ждем еще чужих! 

 - Еще до последних президентских выборов было ясно, что цель Путина – консервация режима, который существовал до него. Эта цель и выполняется, – говорит политолог Павел Святенков. - Авторитарный режим, созданный Ельциным, сохраняется и по сей день. Выгодоприобретатели приватизации сохранили всё, что получили в 90-е. Вместо ревизии итогов ельцинизма, которой многие ожидали год назад, произошло консервирование этих итогов. Это главное, чего Путин добился за прошедший год. 

«СП»: - Но он по-прежнему популярен. Чем, по-вашему, это можно объяснить?

 - Во-первых, консолидацией вокруг Путина властной элиты. Во-вторых, отсутствием альтернативы. Российская политическая система работает так, чтобы реальной замены нынешнему президенту не допустить. Ведь заранее было ясно, что допущенные к последним президентским выборам кандидаты не смогут конкурировать с Путиным на равных. Понятно, что большинство россиян того же Жириновского давно не воспринимают, как серьёзного политика и голосовать за него они не будут.

«СП»: - Сколь долго может длиться такая ситуация?

 - Сейчас Россия напоминает Китай конца эпохи Цинь – это рубеж XIX-XX веков: постепенный распад империи, разложение государственных институтов. Фактически нынешняя Россия в плане своего государственного устройства – ухудшенная копия Советского Союза. Только в ней все недостатки СССР обострились, а многие достоинства - потеряны. Эта ситуация медленного гниения может продолжаться довольно долго, пока не окончится в один прекрасный день развалом империи, как, собственно, и произошло с Китаем после свержения династии Цин.

«СП»: - На ваш взгляд, у России еще остается возможность избежать такого развития событий?

 - Теоретически возможность остается. Все зависит от того, сумеет ли власть провести необходимую экономическую реформу. Потому что ситуация мягкого полураспада России обусловлена сырьевой ориентацией нашей экономики. Ее структура характерна для бедных стран, импортирующих какой-то один продукт – будь то нефть или какао. Если удастся провести индустриализацию – многое изменится. Но пока мы не видим, что руководство России достигло здесь сколько-нибудь значительных успехов. Уже зарплаты во многих российских регионах ниже, чем в промышленно развитых китайских городах. Но западный бизнес всё равно предпочитает вкладывать деньги в экономику Поднебесной, потому что там стабильные правила игры, гарантии сохранения частной собственности. Этого в России нет и в помине. У нас любой предприниматель, от владельца пивного ларька до олигарха может в один день лишиться своего бизнеса. Это еще одна из причин, почему не развивается наша экономика.
 
 
Источник: www.svpressa.ru