Это - характеристика генерации

Износ электросетей выше 60% в большинстве регионов, показатели надежности в 10 раз хуже европейских стран. Потери в сетях на порядок больше, чем в ЕС. В стране наплодили 3500 территориальных сетевых организаций и 1000 энергосбытовых структур.

Всемирный энергетический конгресс в Монреале (Канада) осенью 2010 г. определил: "Глубокая либерализация в элетроэнергетике себя не оправдала. Нужно иметь резерв мощности в генерации – 40%" и в перетоках мощности 30%" Ничего этого в России нет!.

Вспомним динамику СССР:

1) опережающее развитие электроэнергетики в сравнении с др. отраслями было законом в течение десятилетий;

2) надежность и качество были главными критериями. Может ли быть иначе в стране, где 2/3 территории – в зоне вечной мерзлоты?

3) доля сетевой компоненты в затратах была – 15–20% (сейчас – 60%);

4) ведущая роль принадлежала крупнейшим станциям – АЭС, ГЭС и ГРЭС;

5) важную роль играл комбинированный способ производства эл. энергии и тепла, на который приходилось 60% всего объема.

Еще раз напомним, что ЦРУ в докладе весной 1992 года подчеркивало роль технологических скреп, обеспечивающих целостность России – единая энергетика, единый газовый комплекс и единая сеть железнодорожного транспорта.

В 2001–2003 гг. – Чубайсом был продавлен пакет ФЗ по ломке РАО "ЕЭС России" по рецептам "специалистов" из США.

В декабре 2002 г. - в канун продавливания пакета ФЗ мы - коммунисты публично здесь в Думе предупреждали (цитирую) о последствиях:

1) захват огромной доли национальной собственности узкой группой олигархических кланов;

2) скачок тарифов в 5-6 раз по оценке экспертов; сегодня тарифы для промышленности - выше, чем в США;

3) ликвидация АО-энерго как вертикально интегрированных компаний - удар по регионам;

4) угроза перехвата информации о потоках электроэнергии и мощности коммерческой структурами - угроза оборонным интересам России.

5) опыт приватизации в промышленности учит - не появится эффективный собственник, не придут мощные внешние инвестиции;

6) создание так называемого свободного рынка реально сделает критерий прибыли основным что резко ослабит надежность энерго и теплоснабжение;

7) будет сломан баланс интересов государства, производителей и потребителей с огромными издержками для последних!

Прошло более 10 лет. Все эти прогнозы стали фактом!

Напомню, как шло решающее голосование по ФЗ "Об электроэнергетике" № 35.

Решительно против - коммунисты, аграрии и "яблоко".

Закон принят голосами фракций "Единство", "Отечество", ЛДПР, "Народный депутат" и "Регионы России"

Жизнь проверила качество реформаторских идей:

2005 г. –Чагино. Паралич жизнедеятельности 6 млн чел.

2006 г. – пожар на высоковольтном кабеле в центре Москвы.

2009 г. – авария на Саяно-Шушенской ГЭС, гибель 75 человек. Ущерб – 38 млрд рублей.

2010 г. – "ледяной дождь" в Подмосковье – 200 тыс. чел.

Западные ТНК проглотили контрольные пакеты акций крупнейших генерирующих компаний России. Итальянская ENEL – 60% акций ОГК-5, финская "Фортум" – 95% ТГК-10, немецкая ЕОN – 78% акций ОГК-4. Почти задушили отечественное энергомашиностроение. Разрушили ремонтные службы. Разгромлены крупнейшие проектные институты. Среднегодовой ввод за 10 лет составил 1,7 гВт в год.

Чубайс обещал гигантские инвестиции – это был блеф. Он же манил снижением тарифов. Это была ложь. За 10 лет тарифы для населения подскочили в 7,5 раз.

Ученые РАН, крупные профессионалы-энергетики в апреле провели анализ ситуации и сделали вывод о том, что

провал в организации эффективного рынка электроэнергии в России обусловлен:

некомпетентностью авторов реформ, которые не желали понять коренное отличие законов физики от законов рынка;

не пониманием, что эффект масштаба электроэнергетических систем исчезает при их расчленении;

созданный спотовый рынок не дает четких ценовых сигналов для увеличения производства электроэнергии. Оптовый спотовый рынок выгоден лишь производителям, но не выгоден потребителям, в I очередь промышленности.

К началу ломки 60% электроэнергии в стране вырабатывалось на ТЭЦ, то есть комбинированным способом. ТЭЦ – наиболее эффективный генератор, но за эти годы отпуск тепла с них неуклонно снижался, а ведь в суровом климате России это дает 30% экономии топлива в сравнении с раздельным энергоснабжением городов. Как и следовало ожидать, крупные промышленники ответили А.Чубайсу переходом на собственные локальные источники тепловой энергии.

ОГК Сибири в последние годы работали с прибылью, а ТГК оказались убыточными.

Явной ошибкой было выведение на оптовый рынок всех электростанций страны, мощностью 25 мВт и выше. Не снижение тарифов, а их рост – вот суть перемен за эти 10 лет. В 2007–2011 гг. тарифы на 31% опережали инфляцию. Кто за все это отвечает? ООО "Карана" – филиал американской корпорации "Карана" – разработало и внесло в Правительство РФ "Концепцию реформирования розничного рынка электроэнергии". Премьер Медведев Д.А. вернул ее на доработку. И что дальше?

Ученые считают, что возможны 4 базовые модели организации рынка электроэнергии.

Модель I – регулируемая естественная монополия.

В этом случае ВИК охватывает производство, транспорт, распределение и сбыт э.э. на определенной территории. Она несет ответственность за надежность электроснабжения. Строительство новых станций и линий передач финансируется за счет включения в тарифы инвестиционной составляющей. Тарифы устанавливаются на уровне средних издержек компании с добавкой инвестиционной составляющей и прибыли.

Сегодня регулируемые монополии действуют во многих штатах США, Японии, большинстве провинций Канады и Франции.

Нам представляется, что это наиболее приемлемая модель и для России, но при условии восстановления макрорегулирующей роли государства в экономике, возрождении долговременного стратегического планирования. Но в условиях, когда значительная часть генерации России оказалась под контролем иностранных государственных возникает явный конфликт интересов страны с интересами ТНК, а значит, и с ведущими державами Запада.

Модель II – "Единственный покупатель".

Сфера генерации отделяется и разделяется на несколько финансово самостоятельных электрогенерирующих компаний (ЭКГ), которые конкурируют между собой за поставку энергии единому закупочному агентству. Его деятельность регулируется государством. Для потребителей цены всех генераторов усредняются.

Эта модель действует в Китае, Южной Корее, Индии и др. Ученые РАН – за эту модель, при возобновлении регулирования тарифов на станциях в ОГК.

Модель III – "Конкуренция на оптовом рынке.

После перехода на эту схему аварии и кризисы в штате Калифорния, Бразилии и Аргентине заставили власть вернуться к регулированию цен.

Модель IV – "Конкуренция на оптовом и розничном рынке".

Она применялась в странах Западной Европы, части штатов США, Австралии.

И везде в них итогом стало прекращение строительства капиталоемких ГЭС, АЭС и КЭС на угле; взят курс на ПГУ и ГТУ на природном газе. Резко сократилось сетевое строительство.

Специалисты России единодушно заявляют: существующая модель оптового рынка отражает интересы только ряда крупных генерирующих компаний.

В России, боясь социального недовольства, правительство переносит риски на крупную промышленность, в итоге – перекрестное субсидирование в 2012 г. составило 550 млрд руб., в том числе для населения – 220 млрд руб., или в 3,5 раза больше, чем в 2004 году.

В I полугодии темпы роста экономики России явно падают, рост ВВП в 2013 году составит около 2,4%. Угроза рецессии очевидна. Спад цен на газ на мировых рынках неизбежен.

Мажорные песни правительства и придворных СМИ, в том числе на съезде народного фронта, это попытка переключить внимание народа от суровых реальностей его жизни и угроз его коренным интересам.

Вчера состоялась деловая встреча группы депутатов-коммунистов во главе с Г.А. Зюгановым с Министром энергетики А.В. Новаком и его заместителями. Это был профессиональный диалог по крупным проблемам ТЭКа.

Министр согласился с необходимостью глубокого анализа итогов реформ в электроэнергетике за 10 лет и необходимостью серьезной корректировки законодательства в этой сфере.

Общий вывод:

Для такой отрасли жизнеобеспечения как электроэнергетика, государственная регулируемая монополия является наиболее эффективной и несет минимальные социально-экономические риски.

Альтернативы государственному управлению в отрасли нет. Ведь речь о России, с ее огромной территорией, суровым климатом, весьма неравномерным распределением производства и населения. Хотелось бы, чтобы и правительство и "Единая Россия" осознали это!

Компартия РФ выступала и выступает за НАЦОНАЛИЗАЦИЮ электроэнергетики, газового и железнодорожного комплексов как важнейшего условия выживания России в суровых условиях мировой конкуренции!


В.С. Романов