В отправленном запросе редакция сделала предположение, что сокращения на ЗАО «СКК» и вероятные сокращения на другом предприятии, которое входит в структуру бизнеса Анвара Бульхина - ПЭС/СКК, связаны с их зависимостью от заказов ОАО «АвтоВАЗ». Предположение было сделано в связи стем, что в СМИ появилась информация о массовых увольнениях на другом предприятии, тесно связанном с ВАЗом - ОАО «Пластик». Но это предположение не подтвердилось. «Описанная в вашем письме ситуация о зависимости от АвтоВАЗа сильно преувеличена, в том числе и для ЗАО «ПЭС/СКК», которое сориентировано на поставки своей продукции и другим автосборочным предприятиям, - ответил Анвар Бульхин. - Наибольшую угрозу стабильной работе ЗАО «СКК», помимо сильнейшей конкуренции на кабельном рынке, оказывают такие факторы, как сокращение или замораживание инвестиционных программ в ведущих отраслях промышленности, для которых и производится наша продукция. Подобную ситуацию мы наблюдали в четвертом квартале 2013 года, когда из-за резкого сокращения заказов были вынуждены перевести предприятие на четырехдневную рабочую неделю. С декабря 2013 г. ЗАО «СКК» работает полную рабочую неделю, ситуация с заказами начала выправляться».

В ответе на запрос причина сокращений объяснялась так: «Сокращения проводились в связи с принятием решения о выведении части работ по обслуживанию предприятия на аутосорсинг и изменении структуры управления. Вся процедура сокращений проводится в соответствии с требованиями ТК РФ и законом о занятости населения РФ».

Отметим, что ЗАО «СКК» считается одним из самых успешных предприятий города. Именно отсюда, из цехов на ул. Кабельной, что находятся в Советском районе города, продукция поступает на предприятия энергетической и машиностроительной отраслей как России, так и стран СНГ и Балтии. По данным Росстата, который располагает бухотчетностью компании за 2012 г., чистая прибыль ЗАО «СКК» в 2010 г. составила 111,3 млн руб., в 2011 г. – 203,6 млн руб., а в 2012 г. – 245,5 млн руб. В свете таких фактов проведение сокращений может показаться несколько поспешным. Обозреватель «ТС» встретился с бывшим рабочим ЗАО «СКК», который в январе оказался на бирже труда. Он и рассказал свое видение ситуации, которая происходит на предприятии. Редакция по ряду причин приняла решение не называть имени и фамилии собеседника. В ходе личной встречи бывший сотрудник СКК подтвердил, что с октября 2013 г. ЗАО «СКК» работало по четырехдневке. В декабре была пятидневка, но на новогодние «каникулы» всех распустили уже 25 декабря. И длились они по 13 января.

– 13 января завод вышел на работу. И пошли сокращения. А в феврале, говорят, будут новые увольнения, еще больше, чем в январе, – рассказал нам собеседник, который остался без работы в связи с сокращением штатов. – Сокращение идет ужасное. Как можно сократить технологов, оставив мастеров? – удивляется бывший сотрудник СКК. – Если технологов уберут – брак страшный погонят.

На вопрос, в чем причина сокращений, наш собеседник предположил, что ответом на этот вопрос может стать узбекский кабель с завода «Андижанкабель»:

– Точно не знаю. Говорят, у Бульхина есть еще кабельный завод «Андижан». Там кабель не лицензированный, как у нас. На наш кабель есть специальные документы, проходит спецпроверки. Но привозят кабель с «Андижана». Наши контролеры его проверяют, ставят печати, и андижанский кабель уходит, а наш нормальный остается. Андижанский продается на ура, улетает только так. А на наш кабель постоянно заказов нет. А зачем заказывать? Наш-то дорогой.

Если эти разговоры верны, то, выходит, на СКК привозят более дешевый узбекский кабель, продают его, возможно, под маркой самарского предприятия и добиваются большей рентабельности. Выгода тут может быть потрясающая! Но это для менеджеров и руководства СКК. А рабочим это ничего хорошего не сулит.

– Цеха стоят. Железнодорожный кабель, который у нас делают, дорогой, и этот цех стоит очень помногу. На телефонный кабель еще бывают заявки – городская телефония еще что-то делает. Но делают мизер. А в основном андижанский идет, – сказал бывший работник СКК.

В случае, если эти «заводские слухи» соответсвуют действительности, то получается, что руководители завода отдают заказы узбекскому предприятию, полностью загрузив его работой, а цеха самарского завода простаивают, наши рабочие в итоге сидят без работы. По крайней мере, эта версия объясняет, почему прибыль растет, продукция сбывается заказчикам, но рабочих ЗАО «СКК» при этом сокращают. В этом случае «эффективные менеджеры», образно говоря, могут оставить на самарском предприятии только тех, кто будет клеить наклейки на узбекскую продукцию и упаковывать ее, а остальных уволить за ненадобностью. При такой системе вполне возможно завалить заказчиков «самарским» кабелем, сведя штат предприятия к минимуму. Вот такая эффективная «оптимизация» производства не исключается. И, как обычно, будем слышать, что потрясающие результаты достигнуты за счет «модернизации» оборудования и внедрения «передовых технологий».

Поясним нашим читателям, что Анвар Бульхин родился в г. Фергане Узбекской ССР. По окончании Ташкентского электротехнического техникума переехал в Куйбышев, где поступил работать на Куйбышевский завод кабелей связи, ныне ЗАО «СКК». В 1975 г. стал гендиректором КЗКС и с тех пор руководит предприятием, которое в 1993 г. было акционировано. Как водилось в те годы, руководитель стал акционером завода.

Отметим, что СП «ОАО «Андижанкабель» находится в г. Ханабад Андижанской области, что в родном Бульхину Узбекистане. Контрольный пакет акций узбекского предприятия принадлежит ОАО «Фариаль». Акции последнего находятся в руках родственников Бульхина.

Спрашивается, знают ли власти о реальной ситуации на предприятии? Скорее всего, прекрасно знают, и их все устраивает. По утверждению некоторых СМИ, А. Бульхин находился в дружественных отношениях сН.Меркушкиным, когда тот еще и губернатором Самарской области не был. Кроме того, зятем А.К. Бульхина является И.Шерстников. Сейчас он зампредседателя совета директоров ЗАО«СКК», ранее был начальником Ленинского РОВД. А это «прикрытие» и со стороны силовиков. Кстати, с недавнего времени он является генеральным директором ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта РФ».

Андрей НЕРЕТИН,

обозреватель «ТС»

Трудовая Самара №4 (818) 11 февраля 2014 г.