Ответ: Я всю жизнь занимался именно сельским хозяйством. Руководил крупными аграрными объединениями, хозяйствами, и крупными научно-исследовательскими учреждениями всероссийского масштаба. Но вот такого развала, такого безобразия, которое сегодня есть на селе, в аграрном секторе страны, никогда не было в последние пятьдесят лет.
Главный предмет труда для людей села – земля. Это наши основные фонды для всего агропромышленного комплекса, для сорока миллионов людей, которые живут в сельской местности, для миллионов тружеников которые заняты в личных подсобных хозяйствах, в садоводческих объединениях.
Давайте посмотрим, что происходит с нашей землей-кормилицей? Из ста семнадцати миллионов гектаров пашни сорок один миллион выброшено из севооборота. Причем, не просто выброшено, а часть угодий заросли бурьяном, кустарником, другая часть просто деградирует. В разы сократилось внесение минеральных и органических удобрений, набирают обороты процессы эрозии почв, в том числе закисления, опустынивания, не проводится известкование и другие агротехнические мероприятия, что в итоге снижает их плодородие. Сегодня это пороховые детонаторы пожаров, в которых весной и летом в сухую погоду сгорают не только леса, но и целые деревни, гибнут люди. Более того, на двадцать миллионов гектаров сокращены посевные площади. На двадцать миллионов гектаров зернобобовых культур.
А возьмите животноводство. Количество крупного рогатого скота за годы «реформ» сократилось в три раза, в разы сократилось племенное ядро крупнорогатого скота. По сути, утеряны кадры животноводства. Производство молока - с пятидесяти семи миллионов тонн, до восемнадцати миллионов тонн, и то с натяжкой, учитывая лживость нашей статистики. Это, что касается базовых вещей: земля и животноводство, основы, определяющей успех на селе. Но не только это загублено. Сокращено в два с половиной раза количество овец и коз. В два раза поголовье свиней. То есть, вся базовая производственная инфраструктура уничтожена.
Село погрузили в нищету. Если говорить о зарплате на селе, то она в два раза ниже, чем в среднем по России. Закредитованность села - свыше двух триллионов рублей. Мы за тонну пшеницы могли покупать в советское время две с половиной тонны солярки. И, вообще, горюче-смазочных материалов. Сегодня тридцать четыре рубля стоит дизельное топливо, и мы должны пять-шесть тонн зерна отдавать за тонну солярки. А три-четыре года назад, вообще до семи тонн пшеницы за тонну солярки надо было отдавать. То есть, диспаритет цен зашкаливал!
Именно вот через такую «экономику уничтожали село ради проведения так называемых либеральных реформ.
Гордостью Советского Союза, Советской России, были орошаемые и осушенные земли. У нас их было равное количество с Америкой. Сегодня и полтора миллиона гектар не осталось, т.е. в семь раз уменьшилась площадь поливных земель. А в Америке за эти годы объем орошаемых земель вырос до двадцати миллионов гектар.
Если взять все, что связано с добычей биологических ресурсов во внутреннем море и в Мировом океане, включая рыбу, мы девять с половиной миллионов тонн добывали морепродуктов. Сейчас с морской капустой чуть больше четырех.
Сегодня за что ни возьмись, мы видим везде ситуацию катастрофическую. Энерговооруженность сельского хозяйства сокращена в разы. Инфраструктура села развалена. Ни дорог, ни жилья. Назову одну цифру: около двух тысяч семей очередников за прошлый год получили жилье в сельской местности. А очередь - четыреста девяносто тысяч. Сколько лет потребуется, чтобы такими темпами решить эту проблему? Сорок процентов деревень не имеют газа. Десятки тысяч закрыто сельских школ, библиотек, домов культуры. Всё это говорит о глубочайшем непонимании важности проблем села, людей на селе - истинных кормильцев страны со стороны высшего руководства.
Вопрос: Сейчас Медведев обещал сто миллиардов рублей. И сказал, что надо, наконец-то, обернуться лицом к селянину.
Ответ: Давайте, обратимся снова к фактам. К примеру - Швейцария. Там всего ноль четыре десятых миллиона гектаров пашни. Правительство этой страны шесть миллиардов долларов дает своим крестьянам. Ноль четыре миллиона и шесть миллиардов! У нас - сто семнадцать миллионов гектаров и четыре миллиарда! Разницу чувствуете?
Китай. У нас равные посевные площади. Сто сорок семь миллиардов долларов государство дает селу, как помощь! А мы четыре миллиарда.
В 90-е годы Россия добывала практически равное количество морских биоресурсов. Я называл цифры. Но сегодня Китай уже пятьдесят миллионов тонн добывает и выращивает. А мы сократили добычу и выращивание в два с половиной раза. Мы с девяти с половиной миллионов опустились до четырех с небольшим. А они - уже пятьдесят миллионов! Пятьдесят процентов от мировой добычи! Причем, более сорока пяти миллионов тонн выращивают, то, что называется аквакультурой. В Государственной Думе в прошлом году принят «Об аквакультуре», направленный на решение проблемы искусственного выращивания рыбной продукции. Но когда мы посмотрим на Федеральную программу по аквакультуре дл 2020 года, то увидим откровенный саботаж реализации поставленной задачи руководством страны, нацеливающей на выращивание не менее 500 тысяч тонн рыбной продукции. Программе стоит другая цифра, в 3 раза меньшая, т.е. 150 тысяч тонн. Это даже не рост объемов производства, а снижение к ныне существующему. К слову сказать, в 90-е годы в советское время в системе Росрыбхоза уже выращивалось карпа и толстолобика около 500 тысяч тонн.
В Китае также производят пятьдесят миллионов тонн свинины - пятьдесят процентов всего мирового уровня! Ну, и когда мы смотрим: четыре миллиарда долларов в Российской Федерации и сто сорок семь миллиардов помощи китайскому крестьянину, делим их на гектар, то у тысячи долларов получается, а у нас - тридцать шесть долларов. Как можно работая в ВТО, в одной конкурентной среде, выживать нашему крестьянству при такой «поддержке»?
Либералы же нас убаюкивают некими мнимыми преимуществами, дескать, ВТО - это простор для торговли. Может быть и так, но чем торговать? Зерном, как сырьем? И эту глупость за ними повторяют и неучи в академических мантиях. Недавно состоялось заседание так называемой Открытой трибуны с председателем Государственной Думы Евгением Евгеньевичем Нарышкиным, на котором присутствовало много академиков, представители министерств, ведомств, фракций Государственной Думы. Мне также предоставили слово. Я откровенно сказал в адрес тех, кто ратует за торговлю зерном и кто ругает Советский Союз, который завозил зерно из-за рубежа. Я им сказал, что должно быть стыдно за их обвинения. Да, сорок миллионов мы завозили ячменя, кормового зерна. Но у нас было пятьдесят семь миллионов крупного рогатого скота. Мы завозили его для переработки, для передела! И эту элементарную вещь надо экономистам понимать. Мы передел сырья осуществляли, а вы предлагаете и вывозите сырье, лишая работы наших мукомолов, транспортников, переработчиков, пекарей, торговлю. Зачем вы это делаете? Вы что, не понимаете? Вы вредите нашей стране.
Недавно первый и второй каналы телевидения показывали власовцев, которые бились с нашими отцами и дедами на фронтах Великой Отечественной войны, бендеровщину всю эту. Генезис показывали этого вопроса. И я в конце своего выступления сказал, обращаясь к апологетам либерального рынка: «Друзья, с вас пора спрашивать так же, как с власовцев, со всех тех, кто стрелял в нашу страну, в наших отцов и дедов. И мы будем спрашивать. Потому что вы довели страну до одного дефолта, а теперь ведете ее к кризису и к следующему дефолту. Вы ведете страну к обнищанию. Вы снова предлагаете свободный нерегулируемый рынок, требуете, чтобы государство ушло из финансово-кредитной системы, не вмешивалось в экономику, т.е., чтобы в стране быстрее устроит полный хаос. И это не дилетантство, это, откровенно говоря, умышленное подталкивание к развалу страны. В мире нет ни одной успешной страны, где бы государство отказалось от функций регулятора».
Что касается обещаний Председателя правительства о выделении средств на село, то это, к сожалению, пока всего лишь слова. Необходимо создать систему обязательности и прозрачности государственной поддержки крестьянина. Пока что такой системы нет! В итоге результаты проверки Счетной палаты показывают, что значительная часть основных показателей и индикаторов Госпрограммы на 2008-2012 годы, характеризующих развитие агропромышленного комплекса, не выполнена. Из 9 агрегированных показателей выполнен лишь 1, из 49 целевых индикаторов не выполнено 23 (!), т.е. почти половина.
Не достигнута одна из основных ее целей - обеспечение среднегодового роста объема производства продукции сельского хозяйства на 4%. Более того, на момент завершения Программы сократилась площадь посевов основных сельскохозяйственных культур (по зерновым - на 8 %), снизилась их урожайность (по зерновым и зернобобовым культурам в среднем - на 5,5 ц/га).
Результаты проверки эффективности использования государственных средств на развитие растениеводства показали, что реализация мер государственной поддержки отрасли осуществлялась в условиях вертикальной несбалансированности. Показатели развития растениеводства, утвержденные в рамках региональных программ, не соответствовали показателям, установленным в соглашениях с Минсельхозом России (в отдельных случаях были занижены в 2 раза).
По итогам реализации Госпрограммы выполнение индикатора по объему инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составило 76% при плановом значении 162,9 %, что не позволило создать полноценные условия для технологической модернизации сельского хозяйства. За период реализации программы приобретено 100 тыс. единиц тракторов, что составляет 57% от планового значения, 35 тыс. единиц зерноуборочных комбайнов, или 64 %. Да и откуда им взяться, если фактически полностью разрушено сельское машиностроение.
Вопрос: Как у нас с доступностью наших продуктов в торговых сетях?
Ответ: Крупные торговые сети задавили малый бизнес. На нашем рынке орудуют, в основном, американские, французские, итальянские, немецкие, финские компании. Отечественные компании занимают на нем около двадцати процентов. Но это тоже достаточно крупные компании смешанного капитала.
Чрезвычайно трудно сегодня пробиться на рынок, в торговые сети нашему среднему и малому сельскохозяйственному бизнесу. В основном, он у нас средний. Это СПК, это акционерные общества, это наши фермеры. За заход в торговые сети надо заплатить не менее ста тысяч долларов. Это немыслимо платить такие деньги, особенно малому бизнесу, который работает на селе!
Что в итоге получается? Доступ на рынок производитель не имеет, и продукцию скупают посредники. Приведу цифры за двенадцатый год. По молоку. Торговая наценка в 2012 году составила 220%. Т.е. у крестьянина берут продукцию, грубо говоря, за единицу, а продают потребителю за 2,2 единицы. Другими словами, в два и два десятых раза увеличивается ценовая нагрузка. То есть по тридцать пять, тридцать семь рублей они продают, по пятнадцать, четырнадцать рублей – закупают молоко у крестьянина. Молоко закупают они жирностью четыре процента, затем бодяжат его и с одним процентом жирности продают. Даже на этой операции торговцы уже получают огромные барыши. Точно так же происходит и при продаже мяса говядины, свинины. Но ведь это безобразие! Это нещадная эксплуатация селян.
Наша фракция КПРФ в Государственной Думе внесла на рассмотрение закон торговле, в котором эта несправедливость в отношении сельского труженика нивелировалась. В рознице труд крестьянина должен, на наш взгляд, впрочем, как и во всем цивилизованном мире, оцениваться в пятьдесят процентов. И пятьдесят процентов в сумме должна быть доля переработчиков и торговли. Причем, мы это отрабатывали и с учеными, и с теми, кто занимается переработкой. Они были согласны. Как известно, из зерна делается двести пятьдесят видов продовольствия. Мы отдаем по десять рублей пшеницу третьего класса. Из килограмма делается два с половиной батона. Десять рублей к десяти прибавляем - переработчиков и торговлю. Двадцать рублей стоит два с половиной батона. Значит, цена тогда должна быть батона хлеба не выше десяти рублей. Даже меньше, около восьми рублей. И так все двести пятьдесят видов изделий. Это макароны, крупяные изделия и т.д. И если бы у крестьянина эти десять рублей были! У него б зарплата была нормальная. Не было бы этой брошенной земли, заброшенных этих залежей. Но закон внесли, создали межфракционную комиссию… Однако, «Единая Россия» всё это завалила. Вместе с правительством, кстати. И вместо крестьянина, продолжаем кормить долларовых миллиардеров от торговли. Чтобы исправить ситуацию, надо вернуться к нашему закону «О торговле», создать сеть сельскохозяйственных рынков, вернуть на село сельхозкооперацию с сетью заготовительных контор, обеспечить свободный доступ в торговые сети отечественному сельхозпроизводителю.
Вопрос: На совещании в Волгограде с селянами Медведев сказал, что он с удивлением услышал о том, что у нас, оказывается, существует проблема с ГМО. Для него это была новость. Существует у нас проблема с ГМО?
Ответ: Мы проводили несколько раз в Государственной Думе парламентские слушания по этому вопросу. Надо сказать, системных исследований этой проблемы нет. Но точечные исследования известных наших биологов - проведены на мышах, крысах. Итог: третье, четвертое поколение этих животных теряет воспроизводство. Точно такой же эффект наблюдается и в семеноводстве картофеля, других культур. Мы предлагаем РАН в срочном порядке поставить задачу профильным институтам провести необходимые фундаментальные исследования по данной проблеме.
Ежегодно Россия на сорок восемь миллиардов долларов закупает продовольствия, т.е. более 50% от общего потребления. В крупных городах эта цифра еще больше - семьдесят, семьдесят пять процентов.
Опасность состоит не только в количестве продовольствия из-за рубежа, но и в его качестве, которое, в связи с сокращением контрольных органов, все трудно отслеживать. И хотя руководство Минсельхоза многое делает, чтобы сохранить возможности «Россельхознадзора», тем не менее, возможности этой службы ограничены и она не может всерьез поставить заградительный барьер функциональной сети мощных торговых акул. Именно торговое лобби в Государственной Думе торпедирует законопро¬екты, расширяющие контрольные функции «Росприроднадзора».
Теперь, сам учет, сама маркировка генномодифицированных продуктов. Это серьезная проблема. Здесь надо наводить порядок, чтобы каждый знал, что он покупает.
С другой стороны, когда слышим отдельных представителей, защищающих генномодифицированную продукцию, и которые называют количество голодающих в мире, а это более двух миллиардов людей, то волей-неволей соглашаешься с их аргументами, что лучше хоть какой-то кусок хлеба или стакан воды более-менее приемлемых для поддержания жизни, чем вообще ничего. В этом есть логика, но Россия – не голодающая, во-первых, страна. Она имеет уникальный богатый потенциал. Она может, используя потенциал своих земель, прокормить в 2-3 раза больше людей, чем она располагает сегодня на своей территории. Причем высококачественными продуктами питания.
Компартия Российской Федерации и все профессиональное сообщество давно об этом говорят. Но либералы создали такие экономические механизм, такие условия, которые уничтожают село. Председателю правительства надо снимать розовые очки во время полетов над Россией, и обращать внимание не только на такие хозяйства как, например, И.Казанкова или П.Грудинина, наших коммунистов. Действительно, это уникальные хозяйства. Хозяйства имеют лучшие европейские показатели! И в плане производства, и в плане экологии, и в плане социальном. Можно сказать, что в этих хозяйствах созданы, по сути, коммунистические условия жизни. И эти точки роста имеют свои корни в советском прошлом.
Но таких хозяйств очень мало. Чтобы их стало больше, надо создавать соответствующие условия. А что происходит на самом деле, в реальности? Все деградирует! И основные фонды, и энерговооруженность, и инфраструктура… Сегодня специалистов единицы идут на село. А куда идти? Зарплаты нет. Жилья нет, детского сада нет. Как быть? Директорский корпус в восьмидесятые годы весь имел высшее образование, а сегодня – только пятьдесят процентов.
На селе безработица зашкаливает. Если взять Северный Кавказ, шестьдесят-семьдесят процентов безработных. Это с учетом сезона. В целом она на селе в разы больше, чем в городах. Мы видим, что внедряемые отношения в стране, на селе не приживаются, потому что не соответствуют менталитету нашего крестьянства, в основе которого соборность, общинность, коллективизм. Нам ближе крупнотоварное производство, которым и жила многие десятилетия наша страна, решая важнейшую проблему безопасности страны.
Для развития и сегодня сохраняются определенные возможности, даже в условиях ВТО. Во-первых, можно было бы дать на село в качестве поддержки не 4 миллиарда долларов, а 9. А, во-вторых, ни какое ВТО и никто не мешает заниматься на селе строительством дорог, вести газификацию, решать вопросы социальной сферы. Но этим надо заниматься конкретно, а не на словах. Многие из нас были в Белоруссии у А.Лукашенко. Вот там занимаются делом, и можно увидеть, сколько построено поселков городского типа, где люди нормально живут и работают, молодежь остается на селе. Там очередь, чтобы устроится работать на ферме, в автогараж или в переработку, поскольку везде двух и трехсменный режим работы. Вот так и жила вся Россия аграрная в восьмидесятые годы.
У нас в России в советское время заработная плата на селе была выше, чем в среднем по промышленности. Потому что советское правительство понимало, каким сложным является труд наших земледельцев, растениеводов, животноводов.
Мы добились увеличения средства на оборону страны. И сегодня можно видеть положительные сдвиги в перевооружении армии, развитии оборонных комплексов, оборонной науки. А ведь едва было сердюковщина не уничтожила нашу военную мощь. В повестке дня стоит проблема восстановления и продовольственной безопасности России. Именно на этих двух китах и держится суверенитет, национальная безопасность любого государства.
Планы российской «пятой колонны» провалились. Им не удалось развалить нашу великую Россию, внести раздрай и вражду в наш многонациональный народ. Сегодня с присоединением, воссоединением Крыма поднимается снова русский дух, дух победы наших отцов и дедов! Этим восстанавливается глобальная значимость нашей страны, всего многонационального народа России.
Совершенно не случайно идет подготовка заседания Госсовет по проблемам села. Недавно заседала рабочая группа, где выступил один из губернаторов, который заявил, что на селе много лишних людей и денег туда давать не надо… Меня это не просто возмутило, а вызвало резкое неприятие. В своем выступлении я однозначно отрицательно высказался в адрес подобных идей и носителей этих идей, этих неучей, циников. Я рассказал о наших подходах к решению проблем села, показал логику всей цепочки мер, которые необходимо выстраивать и решать, чтобы, действительно, придать динамику развития сельскому хозяйству.
Напомню, что когда мы принимали бюджет, наша фракция чётко настаивала на десяти процентах расходной части бюджета для нужд сельского хозяйства. То есть, речь идет о триллионе рублей! О триллионе рублей! Для начала приемлемо и пятьсот-шестьсот миллиардов рублей выделить на село. Но чтобы крестьянин реально имел эти деньги. Тогда он мог бы внести удобрения, приобрести технику. Можно было бы решать вопросы, связанные с заработной платой, со строительством. Но для этого, повторюсь, нужен другой уровень финансирования, а не дразнить ста миллиардами, которые я тебе разово добавлю, брошу. Должна развиваться, восстанавливаться плановая система. Вместо этого для крестьянина даже кредит недоступен. В ходе реализации Госпрограммы на 2008-2012 год не удалось сформировать и обеспечить расширенный доступ сельхозтоваро¬произ¬водителей к эффективным кредитным ресурсам, несмотря на увеличение ресурсного обеспечения программных мероприятий по направлению «Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства» в 1,4 раза.
По данным Минсельхоза России, общая кредиторская задолженность сельскохозяйственных организаций достигла 1,8 трлн. рублей, превысив на 18,2 % объем их выручки. При таком высоком уровне закредитованности господдержка сосредотачивается преимущественно на субсидировании процентной ставки по кредитам сельхозтоваропроизводителей. Объективная оценка потребности сельхозтова¬ропро¬изводителей в привлечении инвестиционных и краткосрочных кредитных ресурсов при формировании программы не проведена. Результаты контроля показали, что фактическая потребность в инвестиционных кредитах оказалась ниже запланированной, при этом потребность в краткосрочных кредитных ресурсах почти в 2 раза превысила плановую, что в результате привело к ежегодной «переброске» значительных объемов субсидий с одного вида кредитов на другой.
Двенадцатого марта я выступал на пленарном заседании парламента. Мы обратились с трибуны Государственной Думы с инициативой провести заседание Госсовета с участием Президента по проблемам села по примеру выездного заседания Госсовета в Бурятии, на котором состоялся очень серьезный разговор с весьма важными решениями и поручениями Президента по лесным проблемам России. И сегодня в этой части многое сдвинулось в лучшую сторону, и в плане законодательном, и в плане разработки важных государственных программ, других документов, в части совершенствования лесной политики.
Отрадно то, что на нашу инициативу откликнулись, и вот готовится заседание по селу. Мы возлагаем большие надежды на предстоящее заседание Госсовета, которое позволит показать высшему руководству страны глубину бездны, в которую провалилось российское село. Вместе с тем уверены, что на Госсовете будут приняты конкретные меры по выводу сельского хозяйства из глубочайшего кризиса, по восстановлению продовольственной безопасности страны. Отступать дальше некуда! Чтобы село стало на ноги, на наш взгляд необходимо немедленно приступить к решению следующих вопросов:
- совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе путем внесения необходимых изменений в Земельный, Лесной, Водный кодексы, федеральные законы «О развитии сельского хозяйства», «О мелиорации земель», «О племенном животноводстве», «О личном подсобном хозяйстве», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования..», «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизво¬дителей», «Об основах государственного регулирования торговой деятель¬ности в Российской Федерации» и др.;
- разработка документа государственного стратегического планирования – государственной аграрной политики;
- создание единого федерального государственного органа исполнительной власти в сфере землеустройства и управления земельными ресурсами;
- создание товаропроводящей инфраструктуры, создание и расширение рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве;
- проведение реструктуризации долгов в целях улучшения финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей по программе финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- обеспечение эффективной государственной поддержки кредитования малых форм хозяйствования на селе;
- сокращение сложившегося диспаритета между ценами на сельскохозяйственную продукцию и на материально-технические ресурсы;
- выравнивание обеспечения господдержки сельского хозяйства в России и странах ЕС в расчете на 1 га (в рамках режима «зеленой корзины» ВТО);
- улучшение жилищных условий сельского населения;
- создание современной социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в сельской местности;
- создание материальных условий для улучшения демографической ситуации, привлечение и закрепление молодежи на селе;
- преодоление разрыва между городом и селом по уровню доходов и комфортности проживания населения.
Все это обеспечит устойчивое развитие агропромышленного комплекса России.