У меня не было возможности встретиться с ним лично. Тем не менее, я считаю, что в определении моего жизненного пути он сыграл ключевую роль. В начале 1980-х годов я работал на родной Орловской земле. Был вторым секретарем горкома КПСС, а затем заведующим отделом обкома партии. Это дело было мне по душе: Орел динамично развивался. Это был растущий областной центр. Именно здесь в строительстве обкатывалась широко известная «орловская непрерывка», позволявшая резко ускорить темпы возведения жилья и объектов соцкультбыта. Много было и других важнейших инициатив и интереснейших дел.
Предложения перейти на работу в аппарат ЦК мне поступали и раньше. Но уезжать из родного для меня Орла, где осталось бы столько начинаний, не хотелось. На руках уже было немалое семейство вместе с отцом-инвалидом, потерявшим ногу под Севастополем. А главное, не очень хотелось погружаться в рутину аппаратной работы после живой деятельности «на земле», где было столько возможностей для общения с интересными людьми.
Однако в этот раз всё было иначе. Перейдя с поста Председателя КГБ СССР на пост генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В. Андропов начал вносить в работу «главного штаба» страны новую струю. В его шагах просматривалась стратегия обновления партии с учетом существенно изменившейся обстановки в СССР и за его пределами. Важное место при этом занимала кадровая политика.
Надо сказать, что в тот многолетний период, когда КГБ возглавлял Ю.В. Андропов, отбор людей на работу в органы госбезопасности осуществлялся очень тщательно. Туда брали лучших выпускников ВУЗов, молодых ученых из НИИ и инженеров с производства, талантливых комсомольских лидеров. Вот и в ЦК КПСС Андропов начал проводить линию на подбор молодых работников со свежим восприятием действительности, наделённых энергией и готовых придать новый импульс партийной жизни. Он потребовал пригласить на работу в центральный аппарат ЦК группу молодых, до 40 лет, партийных работников с опытом руководящей деятельности и с ученой степенью. Я попал в первую пятерку «андроповского набора». Генеральным секретарём его избрали в ноябре 1982 года, а уже в декабре он подписал решение о моем переводе в аппарат Центрального Комитета.
Испытания на прочность
Личность руководителя КПСС, так и не успевшего стать крупным реформатором Страны Советов, требует серьезных исторических исследований. Но этим должны заняться специалисты, причём те, которым не безразлична история нашей Родины.
Безусловно, политическая биография Ю.В. Андропова тесно связана с судьбой его страны. Ему, выходцу из семьи железнодорожного служащего и учительницы музыки, довелось принять непосредственное участие в важных исторических событиях. Становление Юрия Владимировича пришлось на 1930-е. Именно тогда он получил образование и стал комсомольцем. Высшая справедливость советского общества была в том, что оно давало шанс каждому. Дальше всё зависело от таланта и упорства самого человека.
И вот, Юрий Андропов уже возглавляет комсомол только что образованной Карело-Финской республики. Это случилось перед самой войной. Работа у молодого комсомольского вожака была совсем не кабинетной. Именно коммунисты и комсомольцы играли ведущую роль в организации подпольного и партизанского движения на оккупированных фашистами территориях. Со своей задачей Юрий Андропов справился блестяще. В Москве это заметили и оценили. После войны он был направлен в аппарат Центрального Комитета партии, а позже — в Министерство иностранных дел.
Серьёзным испытанием для Ю.В. Андропова стал антисоветский мятеж 1956 года в Венгрии. Послом СССР в Венгерской народной республике он был с середины 1954 года. Положение было очень сложным. Внутренние проблемы страны старательно усугублялись вмешательством Запада. Так формировался прообраз будущих «бархатных» революций и «майданов». Причём, как и сегодня на Украине, западные политики не погнушались поддержать в Венгрии откровенно профашистские силы. Уроки венгерских событий 1956 года не прошли даром для Андропова. Всю последующую жизнь Юрий Владимирович учитывал их тогда, когда приходилось выстраивать взаимоотношения руководства Советского Союза с компартиями социалистических стран.
В 1957 году Андропов вернулся в Москву. Здесь проходил знаменитый Международный фестиваль молодежи и студентов. Энтузиазм и ликование от встречи друг с другом участников фестиваля были непередаваемы. Они убеждали в стремлении народов разных стран мира к большей открытости и взаимопониманию.
В 1967 году Ю.В. Андропов возглавил Комитет государственной безопасности СССР. А уже в следующем году грянула «Пражская весна». Она не только подтвердила стремление Запада расколоть социалистический блок, но и показала необходимость поиска решений, купирующих вероятность повторения такого рода событий. При непосредственном участии Юрия Владимировича в структуре КГБ СССР было сформировано Пятое управление, призванное влиять на процессы в обществе, особенно в среде творческой интеллигенции. Однако Андропова невозможно обвинить в склонности к мерам репрессивного характера. Полезно вспомнить, что в это же самое время в Западной Европе и США без стеснения громили студенческие демонстрации, выступления против войны во Вьетнаме, безжалостно преследовали лидеров народного протеста.
На долю Андропова выпало и практическое осуществление нелегкой задачи, связанной с постепенным отходом от политики, проводимой в условиях «железного занавеса». Это была попытка перехода от жесткой конфронтации стран двух социально-экономических систем к их широкому мирному сосуществованию. И она давала определённые результаты. Происходило ослабление международной напряженности в стране и в мире Но эта работа осложнялась тем, что за спиной миролюбивого человечества ни на минуту не прекращалась провокационная политика Запада, направленная на слом социалистической системы. Широкомасштабная «холодная война» требовала немалых средств и ресурсов, так необходимых для реализации многих социальных программ в СССР.
Казалось бы, подписание важных международных документов, включая Хельсинский акт, позволяло узаконить политические реалии в Европе и в мире, сложившиеся по итогам Второй мировой войны. Появлялась возможность направить государства с различным социально-политическим строем по пути мира и прогресса, установить новые взаимовыгодные отношения между странами двух систем. Но миролюбивая политика Советского Союза не получила должного отклика. Страны Запада лишь усилили экономическое и политическое давление на социалистический блок, взяли под свой контроль «правозащитное движение», активизировали поддержку диссидентов. Противостоять агрессивной политике империалистов можно было только укрепляя страну, расширяя её экономические возможности, наращивая конкурентные преимущества.
Генсек-реформатор
22 ноября 1982 года, через несколько дней после избрания Ю.В. Андропова генеральным секретарем ЦК КПСС, пленум Центрального Комитета принял важные решения. Было намечено увеличить темпы развития экономики, абсолютные размеры прироста национального дохода. Напряженные задания предстояло выполнить при сравнительно меньшем увеличении материальных затрат и трудовых ресурсов.
Таким образом, Ю.В. Андропов был готов искать решение многих проблем. В их числе: нехватка товаров первой необходимости, низкое качество отдельных видов производимой продукции, массовые приписки, кумовство и коррупционные проявления. Он начал искать пути к обновлению реального социализма.
Юрий Владимирович заступил на высший государственный пост, когда в стране всё более явственно ощущалось: назревавшие в обществе проблемы не решаются, а загоняются вовнутрь. К этому времени в соседнем Китае уже почти 10 лет шли реформы Дэн Сяопина. Были видны самые первые, но уже впечатляющие результаты этих преобразований. Серьезные изменения происходили и в Западной Европе, взявшей курс на усиление интеграции.
Для энергичной, болеющей за судьбы страны и социализма части партийного и государственного аппарата приход Андропова означал приближение необходимых преобразований. Страна была готова к переменам и хотела их. Требовалось лишь время и осознанные, точно выверенные усилия, чтобы развернуть страну к новому рывку вперёд. Вот именно этим и занялся Ю.В. Андропов в первую очередь.
За пятнадцать месяцев его руководства было сменено 18 министров, переизбрано 37 первых секретарей обкомов. Он ввел в высшее руководство страны людей из регионов: Е.К. Лигачева, В.И. Воротникова, Н.И. Рыжкова, В.М. Чебрикова, Г.В. Романова. Был среди них и М.С. Горбачев.
Андропов настойчиво добивался, чтобы руководители партии знали, что происходит в каждой партийной организации. Ведь это его слова: «Мы не знаем страны, в которой живём». Особое внимание уделялось работе с письмами трудящихся, ибо это давало обратную связь с народом. От аппарата требовалось четко соблюдать сроки ответов на письма людей, быстро реагировать на возникающие трудности. Усилилась борьба с преступностью и коррупцией. Делался акцент на поддержку творчески мыслящей молодежи, работающей в научно-технической сфере.
Мне лично это нравилось. Да и результат стал сказываться почти сразу. Быстрыми темпами начала повышаться производительность труда и качество выпускаемой продукции.
При всем ореоле загадочности, который окружал Андропова как председателя КГБ, он был человеком доступным. Понимал необходимость личного воздействия на события. Любил обстоятельно, один на один побеседовать со специалистами по той или иной крупной проблеме.
Мне не раз доводилось слышать его на всевозможных заседаниях. Манера говорить у него была четкая, обдуманная. Публично он выступал нечасто. Но каждое его выступление производило впечатление основательности, глубины, системности. Его речи отличались содержательностью, фундаментальностью выводов. Кстати, по отзывам знающих людей, он писал очень неплохие стихи, что также подтверждало оригинальность его мышления.
Ю.В. Андропову была присуща способность быстро разобраться в любой непростой ситуации и, главное, своевременно принимать необходимые решения. И работа началась.
17 июня 1983 года был принят закон о трудовых коллективах, который позволял им непосредственно участвовать в обсуждении планов, коллективных договоров, определении принципов расходования фондов оплаты труда.
14 июля 1983 года принимается постановление Правительства «О дополнительных мерах по расширению прав производственных объединений (предприятий) промышленности в планировании и хозяйственной деятельности и по усилению их ответственности за результаты работы». Так было положено начало широкомасштабному эксперименту в трех республиканских и двух союзных министерствах — Минтяжмаше и Минэлектропроме. С начала 1984 года эти пять министерств, а с ними и около 1850 предприятий, перешли на новые условия работы.
Была расширена хозрасчетная самостоятельность предприятий, усилена их заинтересованность и повышена ответственность за конечные результаты производства. Важное значение имели эксперименты, связанные с выявлением возможностей работы предприятий в условиях самофинансирования, а также по совершенствованию оплаты труда инженеров и конструкторов в производственных объединениях.
28 июля 1983 года было принято постановление «Об усилении работы по укреплению социалистической дисциплины труда», в котором говорилось: «Неспособность руководителя обеспечить надлежащую дисциплину труда на полученном участке работы должна расцениваться как несоответствие занимаемой должности».
18 августа 1983 года увидело свет постановление ЦК и Совета министров «О мерах по ускорению научно-технического прогресса», которое предписывало снимать с производства изделия, которые не пройдут аттестацию по высшей либо первой категории качества.
В 1985-1986 годах планировалось осуществить массированную модернизацию производства. Более того, в 1985-1987 годах готовился перевод объединений, предприятий и организаций сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, геологии и материально-технического снабжения на хозрасчетную систему организации работ по созданию, освоению и внедрению новой техники.
Такие амбициозные начинания не могли не насторожить наших политических соперников. Во внешней политике усилилась конфронтация с Западом. Гонка вооружений набирала новые обороты. После провокации с южнокорейским «Боингом», который в итоге был сбит советским истребителем, США развязали беспрецедентную кампанию по дискредитации СССР. Нашу страну объявили «империей зла». Такая обеспокоенность Запада, как подсказывают нам уроки последних двух десятилетий, говорила об одном — СССР поворачивает на верный путь.
Два урока
Я был на дежурстве в ЦК, когда Ю.В. Андропов ушел из жизни. Помню шквал звонков и телеграмм, которые обрушились на Старую площадь. Звонили в глубоком расстройстве люди отовсюду: от Сахалина до Калининграда. Вся страна. Да что там?! Вся планета восприняла его уход, как огромную потерю. Звонили даже из Австралии и Новой Зеландии. Вот тогда я еще раз ощутил масштаб мыслей и дел Ю.В. Андропова – этой выдающейся личности для нашей страны.
Более 20 лет Юрия Владимировича Андропова нет рядом с нами. Его имя принадлежит истории. Его жизненный путь будет предметом глубокого изучения. В памяти народа он останется человеком, боровшимся за лучшую жизнь для простых людей, делавшим это до последнего дня, превозмогая болезнь. Он останется в нашем прошлом, как человек, посвятивший себя укреплению Советской Державы. Как государственник, которому не хватило времени реализовать всё осмысленное и задуманное во благо нашей Советской Родины.
О политическом наследии Андропова можно говорить долго. Размышляя о его жизни и деятельности, многие уходят в область догадок и предположений. Так всегда случается с крупными государственными деятелями. Несомненно же то, что Юрий Владимирович оставил нам два важных урока. Первый – это готовность служить Родине и народу, сохранять верность своим убеждениям и принципам. Второй – чёткое понимание того факта, что только обеспечив своё поступательное развитие, государство защитит себя от разрушения извне и изнутри.
Геннадий Зюганов,
Председатель ЦК КПРФ.