— Уважаемые депутаты, есть множество технологических и экономических аспектов, затронутых обсуждаемым законопроектом, но я хотел бы сейчас коротко остановиться на другом.
Уже дважды, в прошлом и этом году, на базе Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова проводился Московский экономический форум. В нём приняли участие около двух тысяч грамотнейших людей России и десятков стран мира. И год назад, и нынче им была выработана масса рекомендаций. Но главный вывод такой: либеральный курс захлебнулся, надо усиливать роль государства, России нужна реиндустриализация. А напоминаю я об этом потому, что подобный закон терпит поражение уже не первый раз. Я задаюсь вопросом: отдаёт ли себе отчёт «Единая Россия», та политическая партия, которая считает себя «партией власти» и чьё правительство сегодня рулит государством, в том, что такой закон гробится только потому, что финансово-экономический блок правительства проводит по-прежнему убийственную для нашей страны либеральную политику? А вывод о её убийственном характере делают крупнейшие учёные. Отношение к либерализму — вопрос политический, и он настойчиво требует политического решения.
Что касается практической стороны, то Россия — крупнейшее в мире по территории государство, самая холодная на планете страна. Отсюда особые требования в отношении электроэнергетики, топлива, нефтепроводов, газопроводов и всех остальных транспортных характеристик.
Нужны ли нам естественные монополии? Никто под сомнение не ставит, что объективно для такой громадной холодной страны они необходимы. Но здесь налицо конфликт интересов. Даже супермонополии типа Газпрома или РЖД в ряде случаев прямо вступают в острейшие противоречия с общегосударственными, общенациональными интересами. Вот где зарыта собака многих проблем.
Конкретики сколько угодно. Возьмём проблему протяжённости электросетей. Потери в нашей стране — одни из самых больших в мире, что ведёт к резкому ухудшению всех остальных показателей. Или посмотрим на Газпром с точки зрения общественных интересов. У него триллион чистой прибыли и… далёкие от его экономической деятельности, явно ей противоречащие непрофильные активы в виде не только российских спортивных команд, но и многих зарубежных. Сошлюсь на примеры, приведённые Н.В. Коломейцевым. «Челси», «Нью-Джерси...», «Шальке 04» и куча других клубов спонсируются через газовые компании за наш счёт и за счёт тарифов для наших граждан, для наших с вами избирателей! У нас могут покупать игроков за 100 миллионов евро… И всё это сказывается на тарифах на газ, которые постоянно растут. Кто, кроме государства, должен заниматься подобными вопросами, которые явно волнуют общество?!
Мне очень понравилась прозвучавшая здесь фраза о том, что правительство слабее, чем естественные монополии. Да, это так, у нас одновременно и супермонополизированная, и весьма раздробленная экономика. В Самарской области в советское время было восемьсот промышленных предприятий, сейчас — сто двадцать восемь тысяч. И так по всей стране! Только государственная, централизованная воля способна это лоскутное одеяло преодолеть.
Есть множество технологических и экономических аспектов обсуждаемого законопроекта. На многие из них обращалось внимание при его обсуждении в нашей фракции. Так, депутат А.Н. Абалаков справедливо считает, что главная причина того, что мы никак не можем обуздать тарифы, заключается в том, что у нас частная собственность на средства производства естественных монополий. Ущербность частной собственности он проиллюстрировал на примере товарищества собственников жилья. Допустим, при создании ТСЖ оно ставит себе на баланс трансформаторную подстанцию. Никогда ни у кого не возникает вопроса о тарифе на подачу электрической энергии от трансформаторной подстанции до дома. Но лишь до тех пор, пока трансформаторная подстанция не становится частной собственностью. Если такое случается, тут же возникает конфликт. Как говорил Маркс, общественная собственность людей объединяет, а частная собственность их разъединяет. Он справедливо считает, что предприятия, связанные с тепловой энергией, подачей электрической энергии, должны находиться в общественной собственности, а собственниками должны быть их потребители.
Многие серьёзные вопросы, связанные с тарифами, ценами, расценками и ставками, поднял наш товарищ Н.В. Коломейцев. Он подчеркнул, что на территории такой большой страны, как Россия, необходимо жёстко зафиксировать тарифы на транспортные услуги. Пока этого нет, что свидетельствует о неэффективности системы управления железной дорогой и воздушным транспортом. А кто сможет объяснить, почему экономически более обоснованную перевозку товаров железнодорожным транспортом спихнули на автомобильный? Он поставил вопрос: почему фактически уничтожен водный транспорт, являющийся самым дешёвым, и привёл пример юга России. Туда снова, через 300 лет, вернулись турки и взяли под контроль водный транспорт на Дону. «Палмали» — это турецкая фирма, которая фактически обладает наибольшим объёмом грузопотока, грузоперевозок в Волго-Донском бассейне. Это же стратегическая ошибка, которая может иметь самые тяжкие последствия для России!
Изучая тарифы на холодную и горячую воду и на теплоэнергию, Н.В. Коломейцев установил, что даже в соседних поселениях одного района они разные, не говоря уже о разнице между двумя соседними областями. Это не может не сказываться на конкурентоспособности предприятий, когда в одном субъекте для промышленного предприятия тариф 6 рублей, а в другом — 1 рубль 78 копеек. Любое наукоёмкое производство в такой ситуации просто останавливается. А в системе авиаперевозок, похоже, вообще нет никакого экономического обоснования. Билет до Минеральных Вод стоит дешевле, чем до Ростова-на-Дону, хотя туда в полтора раза дальше лететь. Ещё большее удивление вызывает тот факт, что билет до Лондона в два раза дешевле, чем на аналогичное расстояние до Сибири.
Во всём мире главной инвестиционной составляющей являются амортизационные отчисления, за рубежом даже уголовное наказание предусмотрено за использование их не по назначению! А у нас в прошлом году из собранных амортизационных отчислений, из 4 триллионов рублей, более половины израсходовали не по назначению. И это при том, что у нас вложения в основной капитал в три раза меньше, чем в развитых странах! У нас же инфраструктура изношена на 70%. Как же мы без обновления основных фондов можем развивать экономику?!
Подводя итог, скажу так: мы за то, чтобы как можно быстрее было второе чтение законопроекта «О государственном стратегическом планировании». Мы горячо его поддерживаем.