Валентин Романов: 

"Уважаемые депутаты, мы рассматриваем эту проблему на фоне мирового кризиса, который наибольшее влияние, к сожалению, оказывает на Россию. Во втором квартале валовой внутренний продукт России падает почти на 11 процентов, в Европейском союзе - на 5,5, в Америке - на 3,9. В Китае растёт на 8%, Индия - на шесть с лишним.

Рушатся производства с высокой долей добавленной стоимости. И когда мы анализируем эффективность работы правительства по регулировке тарифов, созданию госкорпораций или, к слову говоря, торопливость по вступлению в ВТО, то мы должны всё это учитывать. По оценке Всемирного экономического форума, Россия находится на 58-м месте из 131 государства по конкурентоспособности. По эффективности бизнеса у России - 88-е место. Тут есть серьёзные причины.

Возьмём пример естественных монополий. Объём продаж на одного занятого в Газпроме составляет 245 тысяч долларов. Для примера, крупнейшая нефтегазовая компания Норвегии - 2 миллиона 870 тысяч. Газпром в 12 раз отстаёт. 

Напомню, что в концепции развития экономики России до 2020 года намечено сокращение государственного регулирования, а господин Шувалов недавно с этой трибуны обосновывал необходимость нового рывка по приватизации. Фракция Компартии считает это неприемлемым. Большинство стран мира извлекают уроки из кризиса и усиливают роль государства в экономике.

Говоря о роли естественных монополий, подчеркнём: мы крупнейшая в мире по территории страна и мы самая холодная страна в мире. Комбинация огромных пространств и сурового климата значительно повышает требования к надёжности и качеству как энергетики, так и системы железнодорожного транспорта или газопроводному комплексу. Налицо крупные противоречия в балансе интересов естественных монополий, всего народно-хозяйственного комплекса и населения.

С этой точки зрения скажем прямо: громадные проблемы есть. Была государственная собственность на нефть и нефтепереработку - теперь она уничтожена. Возник ряд крупных частных и полугосударственных нефтяных компаний, контролирующих рынок, легко вступающих в картельные сговоры. Это видят все, об этом пишет печать, но, к сожалению, правительство буксует, и реально переломить ситуацию не берётся.

Государственная собственность на энергетику, по сути, уничтожена. На смену РАО ЕЭС более года назад пришла раздробленная генерация, обособленная сетевая система, возник явно усложнённый, плохо управляемый конгломерат из тысячи хозяйствующих субъектов.

Можно тоже сказать о некоторых чертах поведения «Газпрома» или «Российских железных дорог».

Я не ставлю под сомнение компетентность и добросовестность многих работников ФАС и службы по тарифам, но субъективные усилия не перекрывают того, что реально происходит. Возьмём только вопрос о коррупции. За период с 2000 года Россия опустилась на позорное 147-е место в мире по этому показателю. Неужели не ясно, что гигантская финансовая мощь через каналы коррупции соединяется с чиновничеством и в решающей мере влияет на определение бюджетных приоритетов или на вопрос о тарифных показателях? Вносят предложения по тарифам сами монополии, обосновывают их рост они же, противостоит этому, повторяю, не самый могущественный аппарат двух-трёх государственных структур. И кто ещё организует лоббистскую кампанию? Конечно монополии.

Ещё раз о Саяно-Шушенской ГЭС. Подумаем, не успели похоронить 75 погибших рабочих и инженеров, как в центральных газетах неистово зашумели о необходимости повышения тарифов, и появилась цифра 40 миллиардов рублей, хотя ни проекта, ни сметы, ни обоснования ещё нет. Между тем, прибыль ООО «Росгидро» за прошлый год возросла в три раза. Кто-то ведь за это должен спрашивать?

Ещё пара цифр. За 2000-2006 годы в сравнении с 1999-м отпускные цены для промышленности в электроэнергетике выросли в 3,5 раза. В это время на селе - в 5 раз, для населения - в 5,2. Что предлагает фракция?

Первое. Объявить мораторий на повышение тарифов на ближайшие два года, поскольку кризис не прёодолён.

Второе. Выработать механизм компенсации затрат юридических лиц, участвующих в модернизации мощностей энергетики, газовой отрасли и других.

Третье. Особый подход к Сибири и Дальнему Востоку, должна быть компенсация части расходов на долговременный период.

Четвёртое. Налог на добавленную стоимость.

По тактике, по технологии фракция Компартии готова внести массу предложений, связанных с этой глобальной, важнейшей для нашей страны проблемой. Но у нас нет иллюзий, что действующая во власти элита осознала необходимость коренного поворота. Поэтому стратегический ответ на то, как ограничивать аппетиты монополий, сохраняя их для обеспечения целостности государства, может дать только смена политической власти, национализация средств производства, особенно в добывающей отрасли, и стратегических предприятий, только восстановление принципа социальной справедливости и, в конечном счёте, возрождение России через социалистические методы хозяйствования".

 

Источник: www.kprf.ru