Уважаемые коллеги!
Сегодня мы обсуждаем документ чрезвычайной важности, затрагивающий интересы всего населения нашего региона. Сложная ситуация, в которой оказалась страна, а следовательно и наша область из-за ухудшения внешнеполитической обстановки, обязывает нас проявить максимум ответственности при обсуждении бюджетного проекта.
К сожалению, достоверность и обоснованность бюджета, как и его наполняемость, оставляют желать лучшего. Ежегодно разрабатываются и утверждаются проекты бюджета на последующую трёхлетку. И затем эти проекты практически ежемесячно пересматриваются, вносится множество корректировок.
Остановлюсь на ряде направлений предложенного проекта.
Обращает на себя внимание раздел «Национальная экономика». Хотя удельный вес в общих расходах сохраняется относительно высоким (23%), на 2015 год предусмотрено снижение расходов на 1,5 млрд рублей (- 4,3%). И это на фоне признания Правительства, что в целом темпы экономического развития области замедлились по сравнению с 2013 годом.
Больная тема сегодня – ЖКХ. Что мы видим в проекте бюджета? Если плановые назначения 2014 года имеют 9,5 млрд руб., то в 2015 году предусмотрено снижение на 85,5% (на 8,1 млрд руб.), а доля этих расходов в бюджете снижается с 5,9% до 1,0%, оставаясь такой и в последующие годы. И это в обстановке, когда значительную долю жилого фонда в регионе составляет ветхое жилье, находящееся в аварийном или близком к аварийному состоянию. А ведь очень многие граждане при этом получают зарплату ниже средней по региону (25,1 тыс. руб.) И тарифы поднимутся не на 5% в среднем, как в 2014 году, а на 9,3%.
В 2015 году по сравнению с 2014-м снижаются на 3,5 млрд руб. (или на 10,3%) расходы на образование. И хотя удельный вес в общем объеме расходов не снижается, доля этих расходов по отношению к ВРП уменьшается с 3% до 2,5%, и эта тенденция сохраняется и в последующие годы.
Следующий раздел – здравоохранение. В стране, где еще не так давно бесплатную медицинскую помощь мог гарантированно получить любой гражданин, показатели доступности медицинских услуг сегодня снижаются с катастрофической скоростью. И это происходит под лозунгом «повышения эффективности медицинского обслуживания и совершенствования системы финансирования здравоохранения». Цифры – упрямая вещь, и они свидетельствуют о значительном снижении расходов на эту важнейшую сферу. В 2015 году они сократятся почти на 3,2 млрд руб. или 14,2%. А если прибавить официальную и тем более скрытую инфляцию, то реальное снижение достигнет уже 30%.
Раздел «Социальная политика» демонстрирует тенденцию к снижению расходов: в 2015 году они уменьшаются на 2,0 млрд руб. или 6,1% и составят 2,6% от ВРП против 3% в 2014 году, а в последующие годы – еще меньше (2,5%).
Все чаще мы слышим заявления от ответственных людей о необходимости возрождать и развивать самобытную российскую культуру. Но и здесь слова и призывы принципиально расходятся с делами. В представленном проекте бюджета расходы на культуру и кинематографию сокращаются в 2015 году более, чем на 40% и составят лишь тысячную долю ВРП. Эта тенденция сохраняется и в последующие два года.
Ну, и уж если речь зашла о ВРП, то следует подчеркнуть, что в 2015 – 2016 гг. показатели объемов и темпов роста валового регионального продукта уменьшились по сравнению с прошлогодним прогнозом.
Представленные депутатам материалы не дают представления о принципах формирования областного бюджета в части капитальных вложений.
И последнее – государственный внутренний долг Самарской области. Если к 2012 году он составлял 32,3 млрд руб., то в 2017 г. удвоится и достигнет 64 млрд руб. Естественно возрастет и его обслуживание. В 2015 г. эти расходы увеличиваются в 1,4 раза против 2014 года и составят 5,1 млрд руб., что равноценно расходам по трем отраслям (ЖКХ, культуре, спорту), вместе взятым.
Представляется, что основной задачей долговой политики Самарской области в 2015 – 2017 годах, как и в предыдущие годы, будет сохранение государственного долга в пределах так называемого «порога управляемости». Но ведь его величина следует за ростом самого долга.
Так, при формировании проекта областного бюджета 2007 – 2009 годов «порог управляемости» был обозначен на уровне 35% от доходной части бюджета, на 2009 – 2011 годы – поднялся до 40%, год назад был определен в 50% «собственных доходов», сейчас поднимается до 55%. Опасная тенденция!
Расчет на традиционно невысокие темпы прироста долга в «плановом периоде», как правило, не оправдывается.
В представленных к законопроекту материалах не нашли отражения механизмы и алгоритм действий в случае сокращения поступлений доходов и непрогнозируемого роста дефицита областного бюджета. А об этом уже шла речь в Бюджетном послании Президента РФ в прошлом году.
Приведенные цифры свидетельствуют о том, что проголосовать за представленный нам проект бюджета – значит проголосовать за снижение уровня жизни наших граждан и за фактический отход от ряда социальных обязательств перед ними. Фракция КПРФ не может поддержать нынешний проект трехлетнего бюджета и проголосует против него.