Однако не стоит забывать, что Россия не единственная страна, бюджет которой зависит от нефтегазовых поступлений. Крупными экспортёрами энергоресурсов являются Саудовская Аравия, Кувейт, Иран, Венесуэла, Нигерия, Норвегия, Алжир. Но ни в одной из этих стран курс национальной валюты не снизился более чем на 13%. И только рубль продемонстрировал катастрофическое падение.

Нужно говорить прямо: главные источники российского кризиса имеют внутреннее происхождение. Ещё полвека назад наша страна удивляла мир выдающимися успехами и темпами научно-технического прогресса. Сегодня в России утвердилась модель сырьевой экономики, характерная для зависимых и слаборазвитых государств. Эта уродливая модель порождена либеральным курсом, господствующим в стране последние десятилетия. Именно его настойчиво реализует крупная российская буржуазия, тесно спаянная с транснациональным финансовым капиталом. Вот где необходимо искать главную причину бедственного положения России.

Тот, кто игнорирует опыт других, должен учиться хотя бы на своих ошибках. Уже предельно ясно: успешно бороться с кризисом можно лишь эффективными методами государственного регулирования. Однако правительство и Центральный банк не умеют и не желают выйти за рамки догм либерального фундаментализма. По сути, именно их политика способствует бегству капиталов из России.

По итогам 2014 года отток финансовых средств составил рекордную сумму в 151,5 млрд. долларов. Этот объём превышает уровень 2013 года в 2,5 раза. Но даже на таком фоне руководство Центробанка не планирует вводить ограничений на трансграничное движение капиталов. Более того, оно по-прежнему полно решимости бороться с падением рубля путём запредельного повышения ключевой ставки. Тем самым вгоняются в «шок и трепет» остатки реального сектора экономики, ставится крест на намерениях провести импортозамещение, наносится новый удар по малому и среднему бизнесу. Повышение курса иностранной валюты, при всех его издержках, могло бы открыть некоторые возможности для роста отечественного производства. Однако размер ключевой ставки ЦБ закрыл предприятиям доступ к кредитам, поставил многие из них на грань краха.

Международные резервы России тают на глазах. Не так давно они доходили до 600 млрд. долларов. В начале января текущего года они уменьшились до 378 миллиардов и продолжают таять. «Подушка безопасности» российской экономики в виде Резервного фонда и Фонда национального благосостояния стремительно сдувается. Эти потери прямо связаны с активной поддержкой властями крупнейших банков.

Государственные финансы тем временем трещат по швам. Готовится сокращение расходов федерального бюджета как минимум на 10%. За неспособность власти провести модернизацию экономики и соскочить с нефтяной иглы расплачиваться придётся миллионам трудящихся. Жертвами грядущего секвестра расходов станут реальный сектор экономики и социальная сфера. По минимальным подсчётам, общий уровень безработицы в 2015 году может возрасти до 8%, а число официально зарегистрированных безработных увеличится на 650 тысяч. В реальности на улицу будет выброшено значительно больше наших сограждан. Повальное закрытие учреждений образования и здравоохранения уже происходит. Под сокращение попадают тысячи учителей и врачей. Намечены массовые увольнения в госкорпорациях — до 25% работников.

Зависимость России от импорта делает неизбежным рост цен на товары и услуги, включая продовольствие, лекарства и другие предметы массового спроса. Розничные цены растут на все виды товаров, в том числе и отечественную продукцию. Согласно официальным данным, они увеличились по некоторым важнейшим позициям на 150% и более. Инфляция в первом квартале 2015 года ожидается на уровне 15%. К концу года реальные доходы населения снизятся как минимум на 7—8%.

На этом фоне крайне вызывающе выглядят многомиллионные доходы руководителей государственных корпораций. Даже в таких странах, как США и Франция, правящие круги пошли на ограничение непомерных аппетитов крупной буржуазии. В условиях кризиса там увеличиваются налоги на сверхдоходы. В России же власти по-прежнему считают невозможным даже введение прогрессивной шкалы налогообложения.

Власти неустанно твердят о необходимости комплексной государственной поддержки малого предпринимательства. Но на деле его представителей продолжают грабить. Министр финансов Силуанов заявляет о намерениях правительства увеличить налоговую нагрузку на малый и средний бизнес. Это никак не стыкуется с призывами улучшить условия их работы, прозвучавшими в последнем президентском Послании Федеральному Собранию.

Экономический курс правительства упрямо продолжает гнать страну по пути в пропасть — к финансовому и экономическому краху. Открывая 2015 год, премьер-министр Д.А. Медведев подтвердил свою приверженность идеям рыночного фундаментализма и гарантировал отказ от мобилизационного пути развития. Он сделал это на ежегодном Гайдаровском форуме. Главу правительства не смутило то, что многие участники данного мероприятия внесли личный вклад в разрушение промышленного и научно-технического потенциала России. Поразивший страну кризис стал следствием претворения в жизнь именно их программы создания спекулятивной экономики. Её пузыри лопаются на наших глазах. И не случайно последний Гайдаровский форум обнажил всю пустоту мысли либеральной элиты.

Антикризисный план правительства, представленный в Государственной Думе вице-премьером И.И. Шуваловым, свидетельствует о беспомощности власти перед лицом нарастающих угроз. Ситуация такова, что стремление России к независимому курсу во внешней политике не подкреплено сегодня ни сильной экономикой, ни мощной армией, ни перспективной наукой. Коррупция поразила все органы управления. Правоохранительная система нередко обслуживает казнокрадов, воров и проходимцев. Повсеместно расцвели некомпетентность и непрофессионализм.

Президиум Центрального Комитета КПРФ крайне обеспокоен сложившимся положением дел. Главная угроза для России — продолжение либерального курса, основанного на рекомендациях института Гайдара и Высшей школы экономики. В трудные исторические моменты особенно важно нацелить экономику и финансы на спасение страны, а не на служение целям извлечения прибыли. Такой крайне ответственный момент настал. Промедление чревато необратимыми процессами.

Кризис ещё можно остановить. Для этого нужно действовать грамотно и энергично. Отвечающее национальным интересам правительство обязано обеспечить рост промышленного и сельскохозяйственного производства. В числе других мер оно призвано:

— установить государственный контроль над валютными операциями и банковской системой в целом. Национализировать ведущие банки. Вменить в обязанность экспортёрам сырья продавать не менее 50% валютной выручки государству;

— поставить Центральный банк на службу интересам России. Обязать его ввести целевое кредитование реального сектора экономики. Понизить ключевую ставку до официально установленного уровня инфляции. Установить контроль с участием Счётной палаты над фактическим использованием выделяемых кредитных ресурсов;

— провести масштабную деофшоризацию. Вернуть в Россию не только прибыли, но и активы. Ввести запрет на трансграничное движение капитала. Установить мораторий на выплаты по внешним кредитным обязательствам до полной отмены международных санкций;

— осуществить немедленный выход из Всемирной торговой организации. «Взять на государственный буксир» экономику, проложить ей путь к высоким технологиям на основе новейших достижений фундаментальной и отраслевой науки;

— национализировать нефтегазовый комплекс и другие сырьевые отрасли. Увязать доступ к природным ресурсам с заказами для отечественной промышленности. Гарантировать мораторий на рост тарифов на продукцию естественных монополий. Обеспечить государственное регулирование цен на горюче-смазочные материалы;

— с целью наполнения бюджета установить государственную монополию на производство и реализацию спиртсодержащей продукции;

— безотлагательно ввести контроль над ценами на товары первой необходимости, входящие в перечень прожиточного минимума;

— создать государственный сектор торговли с целью обеспечения конкуренции с частными торговыми компаниями;

— создать крестьянам — производителям сельхозпродукции условия для её продажи на специализированных городских рынках для повышения их финансовой обеспеченности и роста сельскохозяйственного производства;

— установить прогрессивный налог на сверхдоходы.

КПРФ активно ведёт пропаганду своей программы преодоления кризиса и настаивает на смене курса. В ближайшее время мы дополнительно обнародуем развёрнутый комплекс предложений по выводу России из тупика. С целью осуществления назревших преобразований мы выступаем за формирование правительства народного доверия. Партия вместе со своими союзниками готова рекомендовать лучшие профессиональные кадры на любые посты в управлении народным хозяйством.

Во имя преодоления экономического кризиса коммунисты готовы объединить усилия со всеми патриотическими и прогрессивными силами России. Мы действуем ради спасения страны, ради российского народа, который достоин лучшего настоящего и великого будущего!

 

Г.А. Зюганов,

Председатель ЦК КПРФ.