Положение о Национальном совете, согласно законопроекту, должно быть утверждено президентом России. В структуру, которая по принципу формирования отличается от обычных чиновничьих общественных советов, предлагают на основе ежегодной ротации включить депутатов Госдумы (всех фракций), сенаторов, омбудсмена по правам человека, представителей Счетной палаты, членов СПЧ, детского омбудсмена, представителей Общественной палаты, регионов, муниципалитетов, общественников и профильных специалистов. Такой диверсифицированный и постоянно меняющийся состав совета затруднит его попадание под влияние чиновников, считают разработчики закона. Именно так, по их мнению, действуют в зарубежных странах, организуя контроль гражданского общества за властью.
Отчасти структура новой организации будет напоминать президентские советы, как, например, СПЧ. Однако, по словам авторов законопроекта, СПЧ не согласовывает решения, а рекомендует. Предложенный же коммунистами Национальный совет будет утверждать ключевые для отрасли решения - например, ни одна больница не может быть закрыта, если это не одобрено Нацсоветом или соответствующим региональным советом. Также Нацсовет согласует федеральные стандарты по количеству больниц, поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов, числу медработников в них.
Валерий Рашкин рассказал "Известиям", что за прошлый год смертность только в Москве увеличилась на 9,6%, по всей России - на 2,3%. По его словам, люди умирают из-за "реформы" и медицинского геноцида.
- Учитывая, что нормативов по обеспечению бесплатными услугами здравоохранения нет, нет и нормативов по обеспечению больниц помещениями по всей стране, по врачам. Получается, что какой-то региональный чиновник решает, выделять ли деньги из бюджета или нет, в одиночку решает, сократить или нет больницы, - утверждает он. - Надо вводить законодательно эти нормы. Кроме того, учредить общественный наблюдательный совет, который не позволил бы ни правительству, ни губернатору, ни мэру единолично принимать решение по сокращению больниц или медперсонала.
Введенный государственный план охраны здоровья, по мнению коммунистов, сможет оказать благотворное влияние на профилактику, снижение уровня заболеваемости и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Документ предлагают рассчитать на шесть лет. За это время будут определены планируемые нормативы снижения заболеваемости и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения, нормативы снижения смертности. С установлением госплана депутаты от КПРФ хотят провести мероприятия по восстановлению утраченной сети медицинских организаций в сельской местности, труднодоступных и отдаленных местностях, а также развить медицинскую науку, технологии, медицинскую промышленность и провести мероприятия по импортозамещению.
Коммунисты объясняют предложенные изменения тем, что в России в течение последних лет проводятся "реформы" здравоохранения, которые привели лишь к ухудшению ситуации в этой сфере и ограничению прав граждан на охрану здоровья и на медицинскую помощь. Оптимизация привела к сокращению медперсонала и увеличила нагрузку на работающих врачей без предоставления им адекватных социальных гарантий.
В профильном комитете Госдумы поддержали законопроект. Депутат Александр Кравец (КПРФ) отметил, что затраты на предложение и реализацию законопроекта его коллег не требуют серьезных капиталовложений, которые бы оттянули деньги от реального сектора здравоохранения.
Вице-президент Лиги здоровья нации Виктор Антюхов, являющийся членом общественного совета при Минздраве, идею депутатов также поддержал. Он отметил, что при профильном ведомстве работает общественный совет, куда входят руководители различных НКО. Новая же структура будет иметь иной смысл и получит больше полномочий, благодаря которым сможет решать проблемы в медицине.
Политолог Николай Миронов также уверен в правильности законопроекта. По его словам, коммунисты предприняли попытку развернуть в обратную сторону те реформы, которые проводились в медицине в последние годы и которые объективно снизили обеспеченность населения медпомощью - и количественно, и качественно.
- Конечно, выросли возможности лечиться за деньги, но большинство населения не может себе этого позволить, - уверен он.
Николай Миронов считает, что необходимо прекращать "оптимизацию" медицины и восстанавливать госсектор в сфере здравоохранения.
- Показатель затрат на медицину 3,6% ВВП - один из самых низких в мире. Здоровье, продолжительность жизни - это не те вещи, на которых можно экономить, - подчеркивает эксперт.
Он отмечает важное нововведение в законопроекте: в документе говорится о появлении органа контроля гражданского общества, регионов, муниципалитетов и законодательной власти за действиями чиновников.
- По законопроекту советам поручено согласовывать ключевые и жизненно важные для населения решения - о территориальном размещении медучреждений, их количестве и структуре, составе и характеристиках конкретных медицинских услуг, о числе врачей и других медработников, а это значит, что они не будут приняты без широкого обсуждения, - резюмировал Николай Миронов.
По данным Росстата, в 1990- 2013 годах число больничных организаций сократилось с 12,8 тыс. до 5,9 тыс., то есть более чем в два раза. По числу коек в больницах на 10 тыс. человек населения Россия находится сейчас на уровне РСФСР 1960-х годов (на 1960 год их было 89,1, на 1970-й - уже 112,5; в 2013 году этот показатель равнялся 90,6). Сокращается и число врачей: по данным Росстата, в 2007 году их было 707,3 тыс., а по состоянию на 1 января 2015 года, по информации Минздрава, в медицинских организациях работало 580,3 тыс. врачей, при этом по итогам 2014 года их численность сократилась на 12,8 тыс.
Рост средней зарплаты врачей, как считают депутаты, вызван не фактическим увеличением размера оплаты труда, а ростом нагрузки, когда вместо положенных восьми часов врач работает 12 и больше.
По данным Счетной палаты, в России 17,5 тыс. населенных пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тыс. расположены на расстоянии свыше 20 км от ближайшей медорганизации, где есть врач.