Происходит спад промышленного производства. По данным Росстата, за первое полугодие 2015 года оно снизилось на 2,7% по сравнению с соответствующим периодом 2014 года, причем в июне 2015 года – на 4,8%. Активно идет процесс банкротства предприятий из-за повышения ключевой ставки ЦБ РФ и девальвации. В первом полугодии 2015 года количество банкротств составило на 15,5% больше, чем в тот же период 2014 года. Эти процессы особенно затрагивают сферу малого и среднего бизнеса, традиционно лишенного в России адекватной поддержки.

При этом нефтегазовые доходы, «спасавшие» Россию в предыдущее десятилетие, не могут обеспечить выхода из кризиса. Российский экспорт начал стабильно снижаться в 2014 году, при этом темпы его падения ежемесячно увеличиваются. В первом полугодии 2015 года эксперты отмечают снижение экспорта из России более чем на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.

Модель «сырьевой державы», и раньше вызывавшая обоснованную критику в связи с отсутствием внимания к развитию обрабатывающей промышленности, инфраструктуры (кроме той, которая обслуживает сырьевой комплекс) и нерациональным расходованием нефтегазовых доходов, оказалась для России настоящей ловушкой.

Вся экономика страны, включая доходы населения, обеспечивающие потребление, оказались полностью зависимы от сырьевой конъюнктуры. Получилось, что страна долгие годы жила в долг, а теперь, когда сверхдоходы от продажи сырья упали, резервов для возобновления экономического роста нет.

Но даже после начала кризиса 2014-2015 года Правительством страны почти ничего не было сделано для компенсации его последствий и исправления стратегических ошибок, сделанных в предыдущие годы. В том числе для реализации программ импортозамещения, поддержки национальной обрабатывающей промышленности, стимулирования потребительского спроса.

Из-за введенных Российской Федерацией «антисанкций», а также в связи с девальвацией рубля, импорт в Россию в 2014 году сократился на 9,8% по сравнению с 2013 годом. В 2015 году (январь – май) импорт сократился на 38,7% по сравнению с соответствующим периодом 2014 года.

Вместе с тем, как видно из приведенных выше данных о состоянии промышленности, падение импорта не привело к росту национального промышленного производства. В принципе не наблюдается взаимосвязь между состоянием промышленности (и в целом ВВП) и сокращением импорта. Это позволяет сделать выводы об отсутствии в стране эффективной политики импортозамещения.

Несмотря на все эти факты, Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации до сих пор не приняты не только какие-либо системные, программные решения по стабилизации социально-экономической ситуации, но даже не проводятся адекватные антикризисные меры. Продолжаются процессы сокращения (приватизации) государственного сектора, власть ухудшает и без того низкое качество жизни людей, лишая их бесплатных услуг здравоохранения, образования, заставляя оплачивать капитальный ремонт жилищного фонда, наращивая тарифы на услуги ЖКХ.

В разгар кризиса Правительство и ЦБ РФ заняли положение наблюдателя, вероятно, уповая на восстановление когда-нибудь в перспективе выгодных цен на нефть. Однако этого не происходит и, судя по всему, в ближайшее время не произойдет.

Проведение реформы экономического курса становится жизненно необходимым, ситуация близка к критической.

Кризис 2014-2015 годов показал неустойчивость российской экономики, ее зависимость от внешних рынков, ее внутреннюю слабость. Необходимы системные реформы, прежде всего, изменение экономической модели, наращивание национального обрабатывающего производства, восстановление и развитие инфраструктуры.

Уповать на частные инвестиции в условиях девальвации и усилившегося оттока капитала бессмысленно. В данном случае единственным выходом является введение мер государственной поддержки национальной экономики. Для их реализации требуется введение плановых начал управления социально-экономическими процессами, что позволит сконцентрировать имеющиеся ресурсы, определить приоритеты и обеспечить их достижение.

В связи с этим группой депутатов КПРФ (В.Ф. Рашкин, С.П. Обухов, О.Н. Алимова, В.Р. Родин, В.П. Пешков, С.И. Васильцов, А.А. Андреев) в Госдуму внесен законопроект, предусматривающий реализацию в самое ближайшее время системы антикризисных мер:

  • введение государственного планирования социально-экономического развития РФ;
  • определение точек роста национальной экономики и оказание им поддержки путем предоставления бюджетных инвестиций и иных форм государственной поддержки, реализации проектов ГЧП;
  • активизация государственной промышленной политики в целях обеспечения устойчивого роста промышленности, прежде всего, обрабатывающих промышленных производств, и проведения импортозамещения;
  • временное изменение правового статуса ЦБ РФ в рамках его участия в деятельности по реализации приоритетов социально-экономического развития;
  • введение системы мер дополнительной социальной поддержки населения в целях смягчения для него последствий кризисных явлений в национальной экономике и наращивания потребления.

Предлагаемая система государственного планирования социально-экономического развития страны должна решить как тактические (антикризисные), так и стратегические задачи – обеспечение восстановления и устойчивого роста экономики, в том числе на основе мер государственной поддержки точек роста. Основная задача государственного планирования – определить приоритеты и цели развития страны, эффективно вложить в них средства государственной поддержки, активизировать с помощью этого частную инициативу, перейти в перспективе (6 лет) к стабильному росту обрабатывающей промышленности, осуществить импортозамещение.

В рамках системы мониторинга национального благосостояния производится оценка национального богатства (включая природные ресурсы), национальных доходов, в том числе в расчете на душу населения. Каждый гражданин России имеет право знать, какова его доля в богатстве страны, и как эта доля используется в интересах повышения его качества и уровня жизни.

Государственное планирование осуществляется путем определения приоритетов социально-экономического развития (федеральным законом, с участием общественных объединений, экспертного сообщества), принятия государственного плана на 6-летний период, определения в федеральном бюджете мер государственного стимулирования, составления перечня точек роста, которым в первоочередном порядке оказывается поддержка.

Под точками роста в законопроекте понимаются предприятия, производственные комплексы, а также территории, которые по совокупности факторов, включая расположение, транспортную доступность, природно-ресурсный, кадровый потенциал и иные факторы, наилучшим образом подходят для реализации проектов ускоренного социально-экономического развития. Задача точек роста – «вытянуть» экономический рост, дать толчок развитию всей экономики. Государственный план должен предусматривать их скорейший выход на окупаемость и обеспечение выпуска ими конкурентоспособной продукции.

Для финансирования предлагаемых мероприятий планируется задействовать средства Резервного фонда, Фонда национального благосостояния. Также необходимо принятие федеральных законов, перераспределяющих налоговую нагрузку, и одновременно – комплекса мер по предотвращению оттока капитала.

Согласование мер государственной поддержки и перечня точек роста должно происходить открыто, с участием всех ветвей власти, общественности, экспертов.

В связи с этим законопроектом предусматривается создание Национального комитета по государственному планированию и управлению развитием РФ, в котором будут представлены Правительство РФ, палаты Парламента, регионы, общественные объединения, эксперты. Комитет согласовывает предлагаемые меры поддержки и список предприятий (территорий), которые планируется отнести к точкам роста.

В числе приоритетов развития страны на 2016-2021 годы законопроектом обозначены:

1) государственная поддержка развития обрабатывающего промышленного производства и проведение политики импортозамещения (первый блок приоритетов «Национальная промышленность и импортозамещение»);

2) государственная поддержка развитие транспортной и коммунальной инфраструктуры (второй блок приоритетов «Инфраструктура»);

3) государственная поддержка национальной науки, создания и внедрения новых технологий (третий блок приоритетов «Наука и технологии»);

4) формирование системы профессионального образования, ориентированной на развитие национальной экономики, в том числе на развитие промышленного производства, науки и технологий, национального здравоохранения (четвертый блок приоритетов «Кадры для экономики»).

5) обеспечение доступности и повышение качества здравоохранения, развитие системы обеспечения и контроля качества и безопасности продуктов питания, питьевой воды, обеспечения контроля иных факторов, влияющих на состояние здоровья и продолжительность жизни населения (пятый блок приоритетов «Здоровье нации»);

6) государственная социальная политика, в том числе принятие мер по сокращению доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения в целом по Российской Федерации и в разрезе субъектов Российской Федерации.

Авторы законопроекта понимают, что осуществление предлагаемых в законопроекте реформ невозможно без проведения политических преобразований – ограничения всевластия политической и экономической элиты, снижения уровня коррупции, обеспечения подконтрольности власти обществу, усиления роли парламента, избранного честными, свободными выборами.

Однако формирование программы перемен необходимо, Россия находится в состоянии серьезного кризиса, и власть, и оппозиция, и общество должны искать и предлагать пути выхода из него. В связи с этим настоящий законопроект является программным документом, первым шагом на пути к необходимым реформам. Его внесение означает, в частности, заявление о готовности взятия оппозицией ответственности за их проведение.