План ГОЭЛРО был рассчитан на 15 лет, главным его звеном стала задача строительства 30 крупных тепловых и гидроэлектростанции.
Поразительна динамика развития энергетики страны Советов. Всего через два года в декабре 1925 года запущена Шатурская станция на торфе.
В 1926 году вошла в строй первая очередь крупнейшей в Европе Волховской ГЭС. В эти же годы началось сооружение Харьковской, Киевской, Саратовской и Свирской ГЭС.
За 10 лет выработка электроэнергии в СССР выросла почти в семь раз и составила в 1932 году – 13,5 миллиардов кВт/часов. Республика Советов преодолевала разруху и неграмотность, энергично вела индустриализацию. В 1931 году И.В.Сталин прозорливо предупредил страну, что мы должны за 10 лет пробежать дистанцию, которую другие страны пробегали за 50-100 лет. Рывок индустриализации в 30-е годы, сооружение 6000 современных заводов и фабрик сопровождались мощным рывком в энергетике. В предвоенном 1940 году СССР произвел 48 миллиардов кВт/часов, больше, чем Германия, больше, чем Англия.
План ГОЭЛРО и последующие пятилетние планы заложили основу опережающего развития советской электроэнергетики на протяжении ряда десятилетий.
В конце 80-х - начале 90-х страна оказалась в тяжелом кризисе. Империализм сумел выиграть информационно-психологическую войну, СССР был сломан усилиями внешней и внутренней реакции. Контрреволюция разрушила великую державу, разорвала единый народнохозяйственный организм, обрушила производство и социальную сферу. Приватизаторы дорвались и до крупнейших естественных монополий.
Выдающиеся профессионалы-энергетики проявили высокое мужество в то время, когда "главприватизатор" А.Чубайс продавливал пакет законов по разрушению РАО "ЕЭС России"; публично предупреждали и власть, и народ о тяжких последствиях этой затеи.
Прошло более 12 лет. Приходит время взглянуть на факты. Недавно заслуженный энергетик Российской Федерации В.В.Кудрявый опубликовал книгу: "Риски и угрозы российской электроэнергетики. Пути преодоления". Хотелось бы, чтобы с ее базовыми оценками ознакомились высшие руководители страны, поскольку речь идет об одной из основ национальной безопасности. Самая большая в мире страна, самая холодная в мире страна не может идти в будущее, зажмурясь.
Его выводы: цели так называемой реформы не достигнуты ни по надежности, ни по инвестициям, ни по снижению затрат и тарифов.
За 2014 год произошел скачок крупных аварий с системными последствиями на 70 процентов; аварий с крупным обесточиванием – на 64 процента. Суммарная мощность электростанций с высокой аварийностью достигла 20 мВт.
Путь страны отмечен злыми вехами: в мае 2005 года – межсистемная авария с отключением десятков электростанций в пяти субъектах Российской Федерации с населением 6 млн. человек; в августе 2009 года – катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС с гибелью 75 человек и потерей всей мощности 6400 мВт; в январе 2015 года – авария на крупнейшей Сургутской ГРЭС-2 с пожаром, обрушением кровли и длительным ремонтом энергоблока на 800 мВт.
Одной из основных причин таких аварий стали исчерпание ресурса прочности элементов котлов и турбин.
Ученые и профессионалы отрасли бьют в колокола тревоги: электроэнергетика стала фактором риска и ограничения развития экономики.
Cравнение с зарубежными энергохолдингами явно не в пользу России, электрическая мощность ОГК-1 – 9,5 ГВт, ТГК-3 – 10,7, а в холдингах Германии, Италии, Франции она в 8-12 раз больше. Производство электроэнергии: в Германии крупные холдинги вырабатывают по 300-400 млрд. кВт/часов, в Италии – 260, во Франции – 266, в Швеции – 214, в Японии – 150 и 287. Капитализация энергетических компаний Запада в среднем в 6-10 раз больше, чем в России. То есть российские горе-приватизаторы дробили нашу уникальную систему, не считаясь ни с опытом развитых капиталистических стран, ни с экономической эффективностью.
Сегодня критически опасна зависимость России от иностранных инвестиций, от импорта основного технологического оборудования. Обрушена не только электротехническая, но и энергомашиностроительная отрасли; проектные институты и строительно-монтажные мощности. Деградирует вся экономика.
По данным А.М.Мастепанова, доктора экономических наук, в первом квартале 2014 года доля машин и оборудования в экспорте страны составила позорные 3,9 процента.
Минэкономразвития обещает, что в 2016 году ВВП вырастет на 0,6 процентов. Но даже этот малый сдвиг может загнать ряд регионов в дефицитные.
В Правительстве России рассуждают об избытке мощностей. Между тем, ученые предостерегают от иллюзий: из 232 млн. кВт в стране примерно 20 процентов не могут использоваться. Растет износ основных фондов в генерации. И если промышленность всерьез начнет расти, то страна вновь столкнется с серьезным дефицитом электромощностей, преодолеть который невозможно за 2-3 года, в виду огромной капиталоемкости и продолжительности сроков строительства в атомной и гидроэнергетике.
В ноябре 2013 года по инициативе депутатов фракции КПРФ в Государственной Думе были проведены парламентские слушания с анализом, что же дала реформа А.Чубайса. До этого мы говорили с Министром энергетики А.Новаком, что новое руководство отрасли вправе не предвзято оценить замысел реформы и ее реальные итоги, прислушаться к голосу ученых, выработать реальный пакет предложений для высшего руководства страны. К сожалению, этого не произошло. На слушаниях выступило более 25 человек, дискуссия была накаленной, позиции поляризовались. Менеджеры и управленцы, зависимые от власти, твердили, что все сделано правильно, но ученые РАН и настоящие профессионалы-энергетики мужественно и профессионально доказывали опасные последствия для страны разрушения единой энергосистемы.
Прошло еще два года. И сегодня мы вправе задать вопрос руководству страны, когда же придет прозрение? А. Чубайс клятвенно заверял, что произойдет рывок инвестиций. А вот цифры: ввод мощностей генерации в 1990 году в РСФСР был равен 9 ГВт, а в 2014 - лишь около 3 ГВт. Потери в электросетях за период выросли с 82 млрд. кВт/часов в 1990 году до 112 в 2007 году.
Тарифы для промышленных потребителей подскочили к 2005 году почти в пять раз. Ответ промышленников не заставил себя ждать. К осени текущего года тревожным фактом стал массовый уход крупных потребителей от централизованных источников генерации. Отпуск тепла с ТЭЦ снизился на 20 процентов.
В эти же годы рядом с нами совершил рывок великий социалистический Китай, смело сочетающий план и рынок. В его электроэнергетике действуют пять генерирующих компаний мощностью до 200 ГВт каждая (что близко к мощностям всей России); конкурирующих на регулируемом рынке по модели "единственный покупатель". В этом качестве выступают всего две электросетевых компании. в состав сетей входят диспетчерское управление и сбытовые функции, для независимых инвесторов широко используется метод "строю, владею, эксплуатирую", на основе которого за десять лет введено более 100 ГВт новых мощностей.
Европейский Союз стимулирует сооружение станций комбинированного типа с производством электроэнергии и тепла.
В мире широко используется метод обложенного налогообложения на период строительства энергетических объектов. Ведущие энергокомплексы увеличили объем финансирования НИОКР до двух процентов от уровня затрат, в российской энергетике этот показатель в 20 раз хуже.
Советская держава десятилетиями обеспечивала опережающие темпы развития энергетики. Главными критериями всегда были надежность и качество.
Победа контрреволюции в СССР на рубеже 90-х годов, уничтожение великой державы и советского государства отбросили нас на десятилетия назад.
Сегодняшняя Россия обладает лишь 2% мировой экономики. Если бы не ракетно-ядерный потенциал, созданный Советским Союзом, нас давно бы разнесли в клочья. Судьба Югославии, Ливии, Афганистана – горькое предостережение для элиты и народа России.
Медлить нельзя. Нужно коренное изменение стратегии социально-экономического развития страны; научно-технологический рывок; концентрация сил и ресурсов на отраслях, определяющих VI технологический уклад. Нужен решительный отказ от сырьевой модели, обрекающей Россию на роль периферийного придатка мировых гигантов.
Что касается энергетики, то она должна быть возвращена в общенациональную собственность, развиваться на базе государственной стратегии, быть надежным фундаментом для мобилизационного рывка страны.
С точки зрения среднесрочного прогноза, следует существенно доработать проект энергетической стратегии до 2035 года. Учесть, что за этот период из эксплуатации должно быть выведено 70 ГВт физически изношенного и морально устаревшего оборудования. В условиях санкций Запада нужно энергично преодолевать экспортную зависимость энергетики. Стоимость установленного киловатта в России на новых станциях в 1,5 раза превышает показатели США. Почему?
Но Компартия исходит из необходимости кардинальных изменений в стране. Строй эксплуатации человека человеком должен быть устранен. На трех международных экономических форумах в Москве звучало требование левоцентристского поворота, об этом говорили всемирно известные ученые и политики.
Думая о перспективе развития нынешней капиталистической России, необходимо прислушаться к голосу науки.
Еще в апреле 2014 года на Московском энергетическом форуме "ТЭК России в XXI веке" академик РАН А.А.Макаров предупреждал: "Россия, особенно до конца 2020 года, столкнется с беспрецедентно тяжелой ситуацией на внешних энергетических рынках".
Академик РАН А.Н.Дмитриевский – директор Института проблем нефти и газа: "Легкая нефть, которая "кормила" Советский Союз и которой сегодня еще добывается около 90 процентов, стремительно истощается. И если ничего не предпринимать, то падение добычи нефти к 2022 году составит 45-50 млн. тонн, что чревато катастрофическими последствиями для страны. Все социальные программы окажутся невыполнимыми".
Осознают ли это правители России?
В разработанной энергетической стратегии до 2035 года в базовом сценарии заложены среднегодовые темпы роста экономики 3,8%, в то время как в 2000 годы, даже с учетом кризисов 2008 и 2014 годов, они составили 4,7%. Разве можно согласиться с такой перспективой?
Еще хуже, что за последние пять лет шло замедление роста ВВП с 4,3% до 0,5% в 2014 году, а в 2015 году экономика страны упала на 3,8%.
Между тем, России необходимо шагать с ростом ВВП не менее 5-7% в год, иначе ее ждет опасное отставание в геополитической конкуренции и тупик в социальном смысле.
Праволиберальное правительство Д.Медведева у руля экономики с весны 2012 года. Любому экономисту ясно, что такая финансово-экономическая команда явно неэффективна и, следовательно, должна уйти. Вопрос к Президенту России, когда это произойдет?
Геополитическая ситуация крайне обострена. Крым и санкции Запада, война в Сирии, обострение отношений с Турцией – членом НАТО, опасная неустойчивость на Украине, требуют от России большого напряжения сил. Нельзя втягиваться в наземные боевые действия при слабой экономике. СССР вошел в Афганистан, будучи второй державой мира, и завяз на 9 лет в войне. Ответом России на расширение НАТО, на реальную военную угрозу, должно стать не только рывок в вооружениях, но и ускорение экономики.
Нельзя не согласиться с разработчиками Энергетической стратегии -2035, когда они ставят в виде главной задачи "эффективное использование энергетического потенциала России для повышения качества жизни населения и устойчивого развития страны".
Заслуживают поддержки идеи снижения среднего износа основных производственных фондов на 25%; увеличение доли стран АТР в общем объеме экспорта топливно-энергетических ресурсов России до 28%, снижение удельных расходов топлива на выработку электроэнергии на 48% и другие.
Но принципиально ошибочна ориентация Правительства Российской Федерации на замедленное развитие экономики страны в ближайшие 20 лет, а значит, и замедление развития энергетики. Убежден, что в XXI веке лидировать будут те государства, кто обеспечит наибольшие инвестиции в интеллект (экономику знаний) и в энергетику. Сегодня по душевому потреблению электроэнергии Россия отстает от США в несколько раз.
Авторы ЭС-2035 относят на дальнюю перспективу – после 2035 года этап инновационного развития энергетики; перехода на принципиально иные технологии использования традиционных энергоресурсов и неуглеводородных источников энергии.
Но у России нет такой роскоши – откладывать надолго решение назревших проблем – угрозы национальной безопасности явно нарастают – и не только вследствие расширения НАТО, установки систем ПРО в ряде стран Восточной Европы и втягивания нашей страны в новый тур гонки вооружений. Рост технологического, а, значит, и военно-стратегического могущества мировых центров силы требует от руководства буржуазной России коренного пересмотра внутренней стратегии развития, перехода к модели мобилизационного развития, обуздания аппетитов олигархического капитала во имя интересов большинства населения страны. Слова И.В.Сталина: "Иначе сомнут", звучат весьма современно.
Депутат Государственной Думы В.С. РОМАНОВ