В соответствии со Стратегией основными характеристики состояния национальной безопасности в экономической сфере, которые предназначаются для оценки состояния национальной безопасности, являются: уровень безработицы; децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения); уровень роста потребительских цен; уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта; уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта.
Рассмотрим современное состояние российской экономики с точки зрения угроз для экономической безопасности страны в соответствии с определенными в Стратегии угрозами и рисками.
1. Сохранение экспортно-сырьевой модели экономики России.
Уровень сырьевой зависимости российской экономики наглядно отражает структура ВВП России. На протяжении ряда лет наибольшая доля (17-18 %) в производстве ВВП приходится на оптово-розничную торговлю и оказание услуг, доля обрабатывающей промышленности составляет 15 – 15,6%, операции с недвижимостью составляют третий результат на уровне 12%.
Таким образом, общая доля оптовой торговли и оказания услуг в производстве ВВП составляет почти 30%, то есть ВВП России формировался не в производственной сфере.
В 2015 году со значительным снижением доходов граждан России снижается внутренний спрос как на товары, так и на услуги, это ведет к некоторому снижению доли оптовой торговли и оказания услуг в производстве ВВП. По данным Росстата за 9 месяцев 2015 года формирование ВВП за счет торговли и услуг сократилось почти на 15%. При этом увеличение физического объема ВВП за январь – сентябрь 2015 года отмечается лишь по таким позициям как добыча полезных ископаемых (1,8 %) и сельское хозяйство (2,2 %).
Индекс промышленного производства в I полугодии 2015 г. по сравнению с I полугодием 2014 г. составил 97,3%.
Таким образом, структура российского ВВП на современном этапе свидетельствует о сохранении сырьевой зависимости.
Сырьевую зависимость экономики отражает и структура занятости в России. В течение десятилетия граждане России в основном были заняты в оптовой торговле и сфере услуг - порядка 18% всех занятых в экономике, что почти в 3 раза больше, чем, например, в сельском хозяйстве.
Еще один показатель, который отражает сырьевую зависимость российской экономики, это показатель ненефтегазового дефицита. Ненефтегазовый дефицит показывает зависимость доходной части федерального бюджета от нефтегазовых доходов.
Динамика ненефтегазового дефицита за период 2009 - 2016 гг. в абсолютных показателях имеет устойчивую тенденцию к росту, так в 2015 году указанный показатель составит 8,05 трлн. руб., что в 1,3 раза превышает уровень 2009 года (кризисный год), в 2016 году увеличится до 8,4 трлн. руб., что в 1,4 раза больше показателя 2009 года.
Таким образом, говорить о снижении сырьевой зависимости российской экономики пока рано, и это создает риски экономической безопасности.
2. Уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от ВВП.
На протяжении ряда лет государственный долг России увеличивается, если в кризисный 2009 год его объем составил 3,2 трлн. руб., то по оценкам 2015 года увеличится до 11,5 трлн. руб., в 2016 г. до 12,3 трлн. руб. (15,7% ВВП), то есть за 2015 год госдолг увеличится более чем на 826 млрд. рублей и превысит уровень 2009 года в 3,8 раза.
В связи с ростом госдолга и ростом прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю в 2016 году предусматриваетсяувеличение расходов на обслуживание государственного долга, которые вырастут с 593,0 млрд. рублей в 2015 году до 645,8 млрд. рублей в 2016 году. Их доля в общем объеме расходов федерального бюджета вырастет с 3,8% в 2015 году до 4% в 2016 году. Для сравнения скажем, что доля расходов на здравоохранение в 2016 году составит 3,1% в общем объеме расходов, на образование – 3,6%.
В целях определения безопасных уровней объемов и структуры государственного долга в мировой практике используются различные показатели долговой устойчивости
По таким показателям, как отношение государственного долга к ВВП, доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета пока не превышает пороговых значений, определяемых в соответствии с международными методиками. В то же время коэффициент, характеризующий отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам федерального бюджета в 2016 году, составит 10,6%, что превышает пороговое значение, равное 10%.
Необходимо отметить, что продолжился рост государственного долга субъектов РФ. Только за период январь-октябрь 2015 года долг увеличился на 122,4 млрд. руб. и по состоянию на 1 ноября 2015 года составил 2,2 трлн. рублей (данные СП РФ). В структуре долга регионов доля бюджетных кредитов, привлеченных в бюджеты субъектов РФ от других бюджетов бюджетной системы РФ, увеличивается, и составила на 1 ноября 2015 года 38,7%, а доля кредитов от кредитных организаций уменьшается, и составила на ту же дату 36,1%.
Рост долга за январь – октябрь 2015 года отмечается в 53 субъектах РФ, в том числе в Тюменской области более чем в 3 раза, Магаданской области – на 72,7%, Иркутской области – 63%, Республике Хакасия – на 51,4%, Челябинской области – на 47,6%, Астраханской области – 42,2%.
При этом в 28 регионах увеличился долг по кредитам, полученным субъектами РФ от кредитных организаций, в том числе: в Республике Хакасия – в 2,4 раза, Костромской области – в 2,2 раза, Республике Марий Эл – в 1,95 раза, Республике Мордовия – в 1,86 раза, Магаданской области – в 1,66 раза, Республике Калмыкия – в 1,56 раза, Астраханской области – в 1,43 раза, Курганской области – в 1,35 раза, Ростовской области – в 1,32 раза, Челябинской области – в 1,25 раза.
В 65 субъектах РФ отмечается рост бюджетных кредитов, в том числе: по Приморскому краю – в 15,8 раза, Липецкой области – в 5,5 раза, Иркутской области – в 5,2 раза, Пермскому краю – в 4,7 раза, Хабаровскому краю – в 3,9 раза, Республике Коми – в 3,8 раза, Курской области – в 3,5 раза, Томской области – в 3,0 раза.
Рост долговой нагрузки региональных бюджетов свидетельствует об имеющихся проблемах в экономике регионов и рисках в формировании и исполнении региональных бюджетов, а это, в свою очередь, создает риски устойчивости всей бюджетной системы РФ.
Если рассматривать совокупный внешний долг РФ, то есть долг, который включает в себя государственный и корпоративный долг, то по состоянию на 1 октября 2015 г. он составил 521,6 млрд. долл. США, т. е за 9 мес. 2015 г. сократился на 77,4 млрд. долл. США, но при этом превысил объем международных резервов РФ на 150,3 млрд. долл. США, или на 40%, а без учета средств Резервного фонда и средств Фонда национального благосостояния, которые включаются в состав международных резервов, – на 294,5 млрд. долларов США, или в 2,3 раза.
Необходимо отметить наличие рисков, связанных с потенциальной возможностью рефинансирования государством обязательств по заимствованиям корпоративных структур с большой долей участия государства в уставном капитале. Так уже было во время мирового финансового кризиса 2008 – 2009 годов, когда из федерального бюджета на погашение и обслуживание долговых обязательств ряда корпоративных структур были выделены значительные средства.
Таким образом, существуют риски экономической безопасности, с точки зрения долговой нагрузки.
3. Уровень безработицы, децильный коэффициент.
Численность безработных в России по данным Росстата в ноябре 2015 года увеличилась по сравнению с ноябрем 2014 года на 10,7%, а по сравнению с октябрем 2015 года - на 4,2%. В качестве безработных было зарегистрировано 0,9 млн. человек, в том числе 0,8 млн. человек получали пособие по безработице.
Согласно статистике, в ноябре уровень безработицы повысился до 5,8 процента, общая численность безработных в России составляет 4 миллиона 435 тысяч человек.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в ноябре 2015 года составила 33,9 тыс. рублей, в реальном выражении средняя зарплата снизилась в ноябре в годовом исчислении на 9%, а за 11 месяцев - на 9,2%.
Суммарная задолженность по заработной плате на 1 декабря 2015 г. составила 3,9 млрд. руб., что на 395 млн. руб. больше, чем по состоянию на 1 ноября 2015 г.
По данным Росстата число граждан России с доходом ниже прожиточного минимума по состоянию на сентябрь 2015 года достигло 20,3 млн. человек, против 18 млн. человек за тот же период 2014 г. Число бедных россиян составляет более 14% от общего числа жителей страны
По данным опроса «Левада-центра», 58% россиян вынуждены экономить на питании и повседневных расходах, 57% опрошенных экономят на приобретении товаров длительного пользования.
Децильный коэффициент характеризует степень расслоения общества и показывает отношение среднего уровня доходов 10% самых богатых граждан к среднему уровню доходов 10% самых бедных. Согласно рекомендациям ООН коэффициент не должен превышать 8 – 10.
В России по официальным данным 10% наиболее обеспеченных граждан в 16,8 раза богаче 10% самых бедных. В реальности показатель больше, так как официальные данные не учитывают скрытых доходов, незаконной прибыли, коррупционный фактор.
В отчете Global Wealth компания Boston Consulting Group отметила, что по числу тех, кто владеет капиталом в 1 млн. долл. США или чуть больше, Россия на 13-м месте в мире.
По оценке швейцарского агентства Credit Suisse Research Institute, в России около 2000 человек, чьё состояние превышает 50 млн. долл. США (Ист. «Московский комсомолец», 16.02.2015).
На фоне продолжающегося кризиса в России, по распоряжению Президента Российской Федерации уменьшены на 10% зарплаты сотрудников администрации президента, правительства, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
При этом по оценке Forbes (рейтинг 25 самых высокооплачиваемых руководителей российских компаний в 2014 году) 25 участников рейтинга в совокупности заработали 291 млн. долл. США, годом ранее сумма была на 7% меньше.
Первое место с результатом 37 млн. долл. США занял председатель правления ВТБ А.Костин. Второе место – у главы «Газпрома» А.Миллера (оценка $25 млн), третье — президент Банка Москвы М.Кузовлев ($17 млн), на четвертой позиции — глава Сбербанка Г.Греф ($16 млн).
По данным Forbes вознаграждение в 2014 годувысшего руководства нефтегазовых компаний с годовой выручкой от 3 млрд долл. США в год составило 3,74 млн. долл. США, вознаграждение вице-президентов составляет 1—1,4 млн. долл. США, руководителей ключевых департаментов — 0,4—0,7 млн долл. США. В тяжёлой индустрии при выручке компании более 3 млрд долл. США высшее руководство получает более 2 млн. долл. США в год.
Приведенные данные свидетельствуют о значительном расслоении российского общества по уровню обеспеченности, что, безусловно, угрожает безопасности России.
4. Устойчивость и защищенность национальной финансовой системы.
Как положительный момент в сфере повышения устойчивости и защищенности российской финансовой системы можно отметить, что создана национальная платежная система "Мир". Теперь информация о платежах останется в пределах России, и российская система не будет привязана к зарубежным платежным системам и не будет зависеть от внешнеполитической конъюнктуры.
Стабильность финансовой системы в кризис - главная задача любого центробанка страны, но только не Банка России.
В декабре 2014 года Банк России поднял ключевую ставку до 17%, в течение 2015 года снизил до 11%, против 0,25 – 0,5% в США, отрицательной ставке в Японии.
Высокая ключевая ставка делает кредитование бизнеса невозможным, а массовый невозврат кредитов из-за снижения уровня доходов заемщиков угрожает устойчивости банковской системы.
По данным Банка России прибыль российских банков за 11 месяцев сократилась с 781 млрд. рублей до 265 млрд. руб., то есть в 3 раза.
При этом совокупная просроченная задолженность по кредитному портфелю банковской системы за ноябрь 2015 года по кредитным организациям, раскрывающим свою отчетность, увеличилась на 114,6 млрд. руб., и составила на 1 декабря 2015 года с 2,9 трлн. рублей. На начало декабря 2015 года доля совокупной просроченной задолженности в кредитном портфеле составила 6,5% (Ист. Банки.ру).
По оценкам экспертов, в 2015 году просроченная задолженность российских граждан банковскому сектору превысит 1 трлн. рублей, сейчас этот показатель превышает 860 млрд. рублей.
Сегодня треть российских семей имеет непогашенные кредиты, среднее число кредитов на семью – 1,5. Вызывает тревогу то обстоятельство, что среди наименее обеспеченных россиян (они составляют 12% населения страны) кредиты имеют 26% домохозяйств, причем среднее число кредитов на такую семью составляет 1,8 - 2.
Если анализировать задолженность по секторам экономики, то по кредитам в российской валюте за год (период июнь 2014 г. – июнь 2015 г.) – объем просроченной задолженности в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых вырос в восемь раз, в строительстве, а также в сфере транспорта и связи – в два раза, в производстве машин и оборудования – на 52%, в секторе сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства – на 22%.
По валютным кредитам объем просроченной задолженности вырос в металлургическом производстве – почти в пять раз, в секторе сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства – примерно в четыре раза, в строительстве – в три раза.
После повышения ключевой ставки в конце 2014 года банки ужесточили условия кредитования корпоративных клиентов и представителей среднего и малого бизнеса. Это привело к сокращению всех видов кредитования бизнеса, проблемам с погашением кредитов по уже имеющимся программам, волне банкротств предприятий и компаний.
За январь-июнь 2015 г. количество предприятий-должников, признанных банкротами, составило 7658 ед., что более чем на 1 тыс. ед. больше, чем за тот же период 2014 года.
Рост невозврата кредитов создает риски для устойчивости банковской и финансовой системы РФ.
Необходимо отметить, что проводимая политика Банка России, которая характеризуется низким уровнем монетизации экономики, высоким уровнем инфляции и ключевой ставки, высокой волатильностью курса российской валюты отрицательно сказывается на реальном секторе экономики. Эти факторы способствуют снижению конкурентоспособности российских предприятий, что затрудняет решение проблемы импортозамещения.
Таким образом, политика Банка России вносит риски в устойчивое развитие реального сектора экономики и в целом российской экономики. Очевидно, что проводя денежно-кредитную политику, Банк России влияет на развитие экономики в целом, в связи с этим целесообразно наделить его ответственностью за развитие экономики России. В этом случае Банк России вынужден будет проводить более взвешенную политику относительно реального сектора экономики.
Проведенный анализ позволяет сделать неутешительный вывод, что современное состояние российской экономики имеет серьезные риски с точки зрения экономической безопасности.