Сам Андерссон до последнего бравировал тем, что его наниматели дали ему полный карт-бланш во всем, что касается АвтоВАЗа. Он знал, что там наверху никто по собственной инициативе снимать его не станет. А губернские власти, что удивительно, до сих пор нахваливают бывшего президента АвтоВАЗа. «Низвержение» шведского менеджера стало результатом огромной работы, проведенной, в первую очередь, силами КПРФ. Ничего странного — защита прав трудящихся — это, собственно, то, чем наша партия всегда и занимается. И, возможно, коммунисты лучше других помнят, как строились ВАЗ и Тольятти, какое значение они имели и еще могут иметь для экономики страны.
Волну, которую мы подняли, в том числе и акции протеста, поддержали не только многие вазовцы, но даже те тольяттинцы, на поддержку которых, мы, честно говоря, и не надеялись. Разрушение АвтоВАЗа, опасность коллапса всего Тольятти, объединили как простых рабочих, так и представителей тольяттинского бизнеса, в первую очередь, его молодого поколения. Мы вместе сделали это — заставили правительство России услышать нас и начать действовать в защиту тольяттинского автозавода. В стене равнодушия, под прикрытием которой благополучно загибался АвтоВАЗ, возник пролом. Но если бы люди не молчали с самого начала, если бы весь Тольятти начал поднимать шум еще два года назад, то многого из наделанного Андерссоном удалось бы избежать — увольнения 30% работников автозавода, ликвидации его важнейших подразделений и поставщиков, переноса производства «Весты» — флагманской модели LADA в другой город, обошедшегося в 10 миллиардов рублей и фантастических убытков, которые только за прошлый год составили 73,8 миллиарда рублей. Любую болезнь нужно начинать лечить на ее самой начальной стадии.
«СП»: — Теперь-то можно сказать, что все самое плохое для АвтоВАЗа позади?
— Нет, нельзя. Наоборот: сегодня, с назначением нового президента завода, причем опять иностранца, о проблемах предприятия и всего автопрома нужно говорить еще громче. Я не понимаю равнодушия большинства СМИ, совершенно не использующих свои возможности. Посмотрите: масс-медиа переполнены какими-то высосанными из пальца новостями и сюжетами с котиками, тиграми и козлами Тимурами. Лишь единицы ресурсов интересуются реальными проблемами, ломающими жизни сотен тысяч людей. Хочу сказать большое спасибо «Свободной прессе», которая стала первым федеральным СМИ, нарушившим всеобщее молчание и заговорившим об АвтоВАЗе. Это, в том числе, и ваша заслуга в том, что произошли положительные изменения на автозаводе, а главное, в головах тольяттинцев. У людей изменилось отношение к происходящему, они поняли, что нужно действовать — выступать, обсуждать, но только не молчать. Вместе мы сделали много, но можно сделать еще больше. Ситуацию вокруг Тольятти необходимо держать на контроле: новый глава АвтоВАЗа должен иметь в виду — разрушать завод, а потом спокойно отчитываться о многомиллиардных убытках предприятия и увольнять людей ему уже не позволим.
«СП»: — Насколько то, что происходит сейчас в Тольятти, важно в масштабе всей страны?
— Тольятти — не единственный город, в котором пытаются целенаправленно уничтожить промышленность. Наша первая победа в Тольятти должна стать примером для всей России. Это камешек, который способен породить лавину. Если либеральное правительство наплевало на автомобилестроение, как и на национальные интересы государства в целом, значит, ими должны заняться мы. А в первую очередь те, кого развал предприятий касается напрямую — их работники. Возрождение АвтоВАЗа может стать поворотной точкой к возвращению стране ее автопрома и всей промышленности — того, без чего, в принципе, не может существовать полноценное независимое государство. Буквально в последний момент удалось спасти уникальные вазовские производства, которые уже были «приговорены» приказами Андерссона. Об их уникальности я сужу не понаслышке — постоянно работая в Тольятти как депутат, я бываю на АвтоВАЗе, где в 80-е годы возглавлял комсомольскую организацию и прошел путь от мастера до заместителя начальника управления в научно-исследовательском центре.
Я встречаюсь с работниками завода и, в том числе, со своими бывшими коллегами. Эти люди близки мне и понятны, хотя бы потому, что многие из них, как и я, были комсомольцами. Сегодня тольяттинцы воодушевлены нашей общей победой и тем, что они, как оказалось, могут объединяться и защищать интересы своего градообразующего предприятия. Перед их глазами опустошенные цеха Волжского машиностроительного завода и Опытно-промышленного производства — тех подразделений, которые мы отстоять не успели. Все, что им нужно — уверенность в том, что подобное больше не повторится. Такую же уверенность сегодня необходимо дать сотням тысяч работников предприятий по всей России. Людям нужна надежда, которой их лишили те, кто по кусочкам распродает территорию страны, кто позволяет убивать нашу промышленность.
Как первый заместитель председателя Комитета по международным делам Госдумы, я отлично знаю, что конкретно представляет собой внешняя угроза России и как ей следует противостоять. История показывает, что нашу страну невозможно завоевать, ее можно разрушить только изнутри, как это уже было в 1991 году. Смертельная угроза для России внутри страны — в алчных и ленивых чиновниках, в молчании и равнодушии их жертв.