Вот и очередная «прямая линия» продемонстрировала это монолитное единство. Не было вопросов, которые бы затрагивали какое –либо неправильное решение кремлевских чиновников или – упаси, как говорят, Бог!-самого президента. Все у нас правильно.

С братской Украиной произошло то, что должно было произойти, ибо это независимая страна. А ехидный народ в провинции считает, что Украину профукали и отдали на съедение Америке. Но это мнение в ходе встречи не прозвучало.

Народ успокаивают: в экономике есть проблемы,но ведь кризис во всем мире. Наше правительство –слава ему!-не допустило полного обвала. А теперь работает над новой программой выхода из кризиса.

-Какой по счету, - снова спрашивает дотошный провинциал.- И что нового в идущей распродаже остатков бывшей социалистической собственности?

Этот вопрос затерялся в Монблане других.

Или взять коррупцию. В ходе «прямой линии» эта тема тоже затрагивалась. Президент знает выход. Он и до «прямой линии» неоднократно говорил, что нужна не строгость, а неотвратимость наказания. Чувствуете, какая неодолимая правоохранительная сила в слове «неотвратимость»?

Провинциал не только чувствует, но и знает, что ворюгу из оборонного ведомства подержали под комфортным домашним арестом, неотвратимо погрозили пальчиком в колонии и отпустили с миром. Теперь пальчиком неотвратимо погрозят арестованным недавно хапугам губернаторам, а всех остальных напугают до смерти.

Видимо, поэтому президент в ходе «прямой линии» был спокоен, слегка ироничен, порой даже лучезарен. Отголоски гибельных для страны фактов ,конечно, звучали, но в полный голос разговор был срежиссирован в основном на проблемах меньшего масштаба. Группы подобранных заранее граждан периодически появлялись в ходе «прямой линии». Вопросы, похожие на жалобы, звучали в том же духе, что и год назад, и два и три. Чиновники в сфере ЖКХ совсем обнаглели. Цены на продукты сорвались с цепи. Выдачу зарплаты задерживают. Самара вспоминалась в связи с раздолбанными дорогами. О нашей медицине лучше вообще не вспоминать.

А что президент?

А президент сетует, что коллеги на местах порой не доходит до народа, но после его слов дойдут. Где не выдавали зарплату, на следующий день выдадут. Может, активнее и дорогами займутся. По всем фактам, что комментировал президент, что-то сдвинется с места. Но в тысячах других случаях все останется без перемен. Но они за кадром. А в кадре президент наводит порядок методом ручного управления. Он используется, когда разлажена система руководства. Ведь эти проблемы не президентского уровня. Для их решения есть легионы чиновников на местах. Но если все местные проблемы они будут своевременно решать, о чем же тогда говорить главе государства?

Не потому ли в тех странах, где бездельников в креслах не держат, подобных « прямых линий» президенты не устраивают вообще. А мы из года наблюдаем один и тот же спектакль, в котором глава государства умело играет главную роль. Только жизнь становится все хуже и хуже, потому что главные вопросы остаются в стороне. Как и ответы на них.

Коммунисты не раз спрашивали главу государства, до каких пор он будет держать в правительстве и госкорпорациях разрушителей российской экономики. Ответа нет, потому что чубайсов, силуановых и набиулиных сам глава государства рассадил по мягким креслам. Он и сам не сторонник частой перемены насиженных во власти мест. Сначала был премьером, потом президентом, потом опять премьером, потом опять стал президентом. Сколько бы вы не озирали окрестные державы, нигде не найти такого размаха демократии и народовластия.

Коммунисты не раз предлагали ввести конфискацию имущества у державных ворюг. Изменить издевательскую систему подоходного налога, когда с уборщиц и банкиров одинаково берут по 13 процентов от заработной платы. Предлагали национализировать природные богатства. Реанимировать экономику. И так далее.

Но решений по важнейшим проблемам нашей жизни нет. И ежегодные «прямые линии» нам демонстрируют лишь возрастающие ораторские способности президента, его коммуникабельность, доступность, близость к народу. Он в хорошей форме. Словно актер высочайшего класса, владеет собой и залом. Да что залом- всей страной.

Между тем страна , где двадцать с лишним миллионов едва сводят концы с концами, с нулевой экономикой, державными ворюгами и натовскими базами под боком тратит огромные деньги на олимпийские игрища, мундиали и прочую забаву. Ее духовные лидеры, которые в недалеком прошлом нам говорили с экранов и трибун: «Так жить нельзя», теперь переродились. И в их безропотном служении власти слышится предательское: «Так жить можно».

А котел российского недовольства бурлит и набирает температуру. Если ситуация не изменится, он рванет. И тогда будет не до вопросов президенту и его ответов народу.


Александр Петров

Самара