- А как, по-вашему, Запад отреагирует на выход Турции из орбиты ее влияния?
- Много нелестных разговоров на Западе. Да, наверное, кому-то на Западе не нравится, что Россия начинает прорывать блокаду. С другой стороны, Турция разочаровалась в Западе - ее там, по сути, обманули.
Конечно, Эрдоган не глуп, он видит, что без России в противостоянии с Западом у него нет шансов. А если рука протянута, то ее надо пожать и двигаться дальше.
- Но уже прозвучали угрозы исключить Турцию из НАТО. Что в таком случае станет с военной базой в Инджирлике?
- Не думаю, что исключат, скорее турки сами сбегут из НАТО, как в свое время Франция. Ничего тут трагичного нет. Что же касается американской базы в Инджирлике, то у американцев и так достаточно баз в Средиземном море. Другое дело, что на этой базе есть до 100 ядерных боеголовок, оставшихся в наследие от холодной войны. Они могут представлять опасность для всего региона. Ведь военные, устроившие мятеж, были и в Инджирлике. А что, если под шумок кто-нибудь воспользовался этим фактором?! Тогда вероятные последствия даже трудно вычислить. Такое ядерное оружие для Турции не гарант безопасности, а угроза.
- Аналитики предупреждают о возможности создания альянса Россия-Турция-Иран. Насколько реально возникновение такого союза?
- Альянс Москва-Анкара-Тегеран возможен пока только на основании двухсторонних договоров. Если удастся преодолеть противоречия, в первую очередь по сирийскому вопросу, то думаю, что это вполне реально. Для России это вообще очень выгодно, потому что тогда мы получаем прямой доступ и к Средиземному морю, и к Персидскому заливу. А вот для Запада это будет катастрофа: помимо всего прочего рушится весь их южный фланг изоляции России.
- А какая роль при таком раскладе сил отводится Азербайджану?
- Азербайджан тоже получит много преференций от такого альянса. Эта страна исторически и ментально нам гораздо ближе, чем любая Турция или Иран. У Азербайджана есть общие сухопутные границы, как с Турцией, так и с Ираном, что создает хорошие условия для транзита грузов. Учитывая еще и общность турецкого этноса, такое развитие событий только на руку и Азербайджану, и России. А что касается экономических вопросов, то тут как-нибудь да договоримся. Когда есть дружба, то договориться всегда проще.