Далее лидер КПРФ процитировал ряд документов той трагической поры: «Сентябрь 89-го года. Попов и Ельцин собрали так называемую Межрегиональную депутатскую группу. Вслушайтесь в слова, которые они произносили на этом заседании: «Система перестала работать, особенно перестала работать торговля… Нужно ставить на учет каждого депутата РСФСР. Он должен понять, что если будет голосовать не так, как скажет Межрегиональная группа, то жить ему в этой стране будет невозможно... Для достижения всеобщего кардинального возмущения довести систему торговли до такого состояния, чтобы ничего нельзя было купить».
«Если вы посмотрите на их последующие действия, то целые эшелоны стояли в тупиках для того, чтобы обнажились полки», - подчеркнул Г.А. Зюганов.
«Здесь, - продолжил Геннадий Андреевич, - предлагается модель реализации этого, по сути дела, путча: или венгерская, или польская. Попов отстаивает венгерскую модель с насилием, в том числе и по отношению к депутатам. На стенограмме, которую представили Горбачеву, его реальная подпись: «О чем идет речь? Прошу организовать работу». А ведь речь идет о государственном перевороте, об уничтожении промышленности и торговли, об организации, по сути, голода. Но никакой должной реакции со стороны генсека и президента фактически нет».
«Апрель 90-го года. Принимается закон о правовом регулировании чрезвычайного положения. То есть ситуация созревала, закон принят, даны необходимые поручения. Уже в марте 91-го самим Горбачевым была создана комиссия. Он назначил ее руководителем Янаева, плюс все те, кто потом вошел в состав ГКЧП. Добавили только двоих – Стародубцева, который возглавлял Агропромышленный союз, и промышленника Тизякова», - рассказал лидер КПРФ.
«За апрель – июль провели три заседания этой комиссии. Я изучал их материалы. Меня посылали на Кавказ и в Среднюю Азию. Я привез из Прибалтики материалы о том, что там творится и каким образом это обязательно выльется в массовые беспорядки и насилие. Никакой должной реакции со стороны Горбачева, Яковлева и Ельцина не было», - с возмущением отметил Г.А. Зюганов.
«В начале мая, - продолжил Геннадий Андреевич, - я вынужден был опубликовать открытое письмо членам Политбюро – Яковлеву и Горбачеву – «Архитектор у развалин». После этого дважды получил такую трепку, от которой трещали ребра, и пятьдесят выстрелов из всех желтых средств массовой информации».
«В июне, - рассказал лидер КПРФ, - посол США Мэтлок требует вернуть Ельцина, который гостил в Америке. Якобы вот-вот будет введено чрезвычайное положение. Дальше на заседании Верховного Совета состоялся отчет трех силовых министров: Крючкова (Госбезопасность), Язова (Министерство обороны) и Пуго (МВД). Все трое сказали, что ситуация в стране чрезвычайная, необходимо принимать меры. Партия собирается в июле на Пленум, где принимается решение собрать Съезд в конце декабря. Основные кадры срочно отправляют в отпуск для того, чтобы в декабре они готовили этот Съезд».
«Я 23 июля обнародовал «Слово к народу». Обошел крупнейших руководителей: командующего сухопутными войсками Варенникова, командующего внутренними войсками Громова. Обращение подписали выдающиеся писатели Бондарев и Распутин. Поставили подписи наши мужественные и талантливые журналисты, редакторы газет «Советская Россия» - Чикин и «Завтра» - Проханов. Документ подписала Зыкина – наша выдающаяся певица. Это было прямое обращение к стране, которую Горбачев, Ельцин и все остальные предавали», - подчеркнул Геннадий Андреевич.
«Не прошло и недели, - продолжил Г.А. Зюганов, - как 29 – 30 июля Горбачев, Ельцин и Назарбаев собрались на закрытую встречу. Они приняли тайное решение провести 20 августа подписание нового союзного договора. Хотя до этого на заседании Верховного Совета было специально принято решение: договор не готов, его надо существенно доработать и внести на подписание после обсуждения на Съезде в сентябре или октябре. Фактически Горбачев и Ельцин на тайной встрече нарушили решение Верховного Совета».
«Об их договоренности никто не знал, - подчеркнул лидер КПРФ, - Но произошла утечка. В середине августа «Московские новости» опубликовали проект этого договора. И страна, и все, кто ее возглавлял, вдруг оказались перед фактом: через пять дней произойдет подписание договора, который перечеркивает референдум народов СССР, перечеркивает решение Верховного Совета и полностью игнорирует мнение депутатов Союза ССР. Это стопроцентное нарушение всех конституционных норм и всех элементарных моральных правил. В результате, 17 августа собралась комиссия, которая и стала впоследствии ГКЧП. Поэтому авторитетно вам заявляю: переворот совершили Горбачев, Ельцин, Яковлев и Шеварднадзе. Вся эта свора, которая захватила власть и проигнорировала все мыслимые и немыслимые решения, прежде всего, Конституцию Союза ССР».
«Что касается выводов, - сказал далее Г.А. Зюганов. - Прежде всего, это преступление без срока давности, которое совершили Горбачев, Ельцин и иже с ними. Это преступление рано или поздно будет расследовано полностью, документы все целы и есть очевидцы. Без принятия честного решения по этому вопросу стране будет очень трудно выздоравливать».
«Причины поражения, - продолжил лидер КПРФ, - заключаются в том, что руководители ГКЧП оторвались от народа. Если бы они напрямую обратились к гражданам, уверяю вас, вся страна их бы поддержала. Она была готова к этому. Вечером в новостях все руководители республик, начиная с Кравчука, заявили, что они согласны, давно пора! Только в Москве окружение Ельцина и все, кого тут подпаивали, выступили против ГКЧП. Но ни в одном населенном пункте огромной страны ни один трудовой коллектив не выступил против ГКЧП».
«Второй вывод: все делалось с крайним опозданием. Чрезвычайное положение надо было вводить еще за полтора года до этого», - подчеркнул Геннадий Андреевич.
«Третье. Метастазы, которые насаждались во многих средствах массовой информации, поразили огромный государственный организм, дискредитировали армию и госбезопасность. Этому не было должного противодействия», - с горечью отметил Г.А. Зюганов.
«И, главное, не нашлось лидера, который мог бы отдать соответствующий приказ», - сделал вывод Геннадий Андреевич.
«В результате, - подытожил Г.А. Зюганов, - ГКЧП потерпел поражение, а страну бросили в лихие 90-е. Произошел расстрел парламента в октябре 93-го, случились две войны в Чечне, в которых погибло 120 тысяч человек, затем дефолт 98-го и обрушение всей финансовой системы. Потом пролился золотовалютный дождь, но в 2008 - 2009 годах все опять закувыркалось. В ходе кризиса ниже нас оказалась только Украина».
«Сейчас надо и президенту страны и всем нам делать выводы из лихих 90-х. Надо не допустить повторения этой трагедии. К сожалению, кризисная ситуация продолжает обостряться. Не случайно мы подготовили свою программу «10 шагов к достойной жизни» и надеемся, что в ходе выборов граждане внимательно изучат, что было тогда, что происходит сегодня, и поддержат эту реалистичную программу, которую готовили лучшие специалисты, промышленники, политики и государственные деятели», - сказал в завершение лидер КПРФ.
* * *
Подробный материал о пресс-конференции будет опубликован позднее.