Говоря об идеологии большевиков, можно уверенно утверждать: именно они оказались первой в мире политической партией, которая была носительницей подлинно революционной идеи. Потому что настоящая революция – это не просто смена правящей элиты, пусть даже остававшейся у власти столетиями, как в царской России. О подлинной революции можно говорить лишь тогда, когда ее вершители ставят перед собой задачу коренного обновления и переустройства общества. И, придя к власти, создают государство на новой социально-экономической основе. Такова была цель большевиков, которой они в полной мере добились. Она была революционной не только по отношению к той власти, против которой они выступили, но и по отношению ко всему тогдашнему мироустройству. Только осознавая это, мы можем в полной мере постичь величие подвига, осуществленного Лениным и его соратниками 100 лет назад.
Именно об этом через три с лишним десятилетия после Октября говорил Сталин в книге «Экономические проблемы социализма в СССР»: «Советская власть должна была не заменить одну форму эксплуатации другой формой, как это было в старых революциях, а ликвидировать всякую эксплуатацию».
Еще задолго до революции Ленин неоднократно и предельно убедительно заявлял не просто о своем неприятии капиталистической системы, но о ее глубинной и непреодолимой враждебности народу. Однако самое, пожалуй, яркое и пронзительное высказывание о сущности капитализма мы находим в его статье «Великий почин», написанной почти через два года после победы Октября: «Капиталистическая организация общественного труда держалась на дисциплине голода, и громадная масса трудящихся, несмотря на весь прогресс буржуазной культуры и буржуазной демократии, оставалась в самых передовых, цивилизованных и демократических республиках темной и забитой массой наемных рабов или задавленных крестьян, которых грабила и над которыми издевалась горстка капиталистов».
Сегодня эта ленинская оценка капиталистических реалий звучит не менее актуально, чем век назад. По данным ООН, опубликованным на днях, на Планете сейчас минимум каждый десятый страдает от голода. Согласно социологическим опросам, такой же процент тех, кто голодает, насчитывается и в криминально-олигархической России. Одновременно с этим для богатейших людей мира стало привычным делом увеличивать свое состояние на миллиард долларов даже за один день. Именно такой арифметикой делится журнал «Форбс», сообщивший, что в середине сентября за одни лишь сутки суммарное богатство восьми главных долларовых миллиардеров Планеты выросло еще на 8 миллиардов. А в руках двухсот богатейших российских собственников сосредоточено 460 миллиардов долларов. Это в два с половиной раза больше доходной части бюджета нашей страны, от которого зависит благосостояние ее 150-миллионного населения.
С годами суть капитализма не меняется. Он лишь наращивает свои аппетиты, становясь все более алчным и жестоким. Теперь, после того, как нашим внешним противникам и их внутренним приспешникам удалось разрушить Советское Государство и социалистическую систему, мы можем воочию наблюдать, каково истинное обличье капитализма, против которого поднялись в начале прошлого века Ленинская Партия и поддержавший ее народ.
Отношение вождя мирового пролетариата к капитализму, как и суть самой этой системы, блестяще передал в стихотворной форме Маяковский:
«Наконец,
и он
перерос себя,
за него
работает раб.
Лишь наживая,
жря
и спя,
капитализм разбух
и одряб.
Одряб
и лёг
у истории на пути
в мир,
как в свою кровать.
Его не объехать,
не обойти,
единственный выход -
взорвать!»
Это он написал в прекрасной поэме «Владимир Ильич Ленин».
Ленин ясно понимал, что подлинная революция может свершиться и победить лишь в том случае, если решить вопрос о собственности, о справедливом распределении национального благосостояния и об устранении классового неравенства.
Впервые в истории поставив этот вопрос в основу своей политической борьбы, большевики оказались в своих стремлениях созвучны вековой мечте человечества. Той мечте, которой наполнены величайшие религиозные и философские учения, но которая до октября 1917 года ни разу не была воплощена в жизнь. Уже очевидно, что и нынешний кризис может быть побежден лишь при условии решения вопроса о собственности и о справедливом перераспределении национального богатства, узурпированного кучкой алчных нуворишей. Поэтому действенный ответ на исторические вызовы есть только в программе коммунистов. И главные требования нашей программы «Десять шагов к достойной жизни» полностью перекликаются с требованиями, заявленными накануне Социалистической Революции в «Апрельских тезисах» Ленина:
- Национализация всех земель и базовых отраслей в стране.
- Немедленное слияние всех банков страны в один общенациональный банк.
- Плата всем чиновникам, при выборности и сменяемости всех их в любое время, не выше средней платы хорошего рабочего.
Осуществив величайшие социальные преобразования, Ленин и его соратники навсегда стали главными объектами ненависти тех, кому эти принципы враждебны, кто презирает народ, кто глух к его чаяниям и нуждам. Эта слепая ненависть клокочет в них и сегодня. Ею питается не прекращающаяся ни на один день антисоветская и антикоммунистическая пропаганда, стремящаяся оболванить общество и подменить реальную историю лживыми домыслами и мифами. Самый лживый и подлый среди них – миф о том, что большевики якобы разрушили тысячелетнюю монархию, при которой страна процветала, и тем самым уничтожили «истинную» Россию. А затем развязали и гражданскую войну.
Но к тому времени, когда большевики взяли власть, монархия уже полностью деградировала и рухнула, отдав страну в руки безответственных либералов-авантюристов, объединившихся во Временном правительстве. Это были именно временщики, неспособные управлять огромным государством и такие же далекие от народа, как и те, кого они сменили в феврале 17-го. Управленческая беспомощность, склонность к демагогии, отчужденность от народных масс и готовность жертвовать национальными интересами в угоду Западу роднит их с теми силами, которые пришли к власти в некоторых бывших республиках СССР на волне «оранжевых революций». Эти силы, решая вопрос о смене персоналий, вовсе не намерены менять систему социально-экономических отношений и остаются оплотом все того же крупного капитала.
Большевики не разрушили, а спасли охваченную хаосом страну от гибели. А затем сумели выстроить ее заново на экономическом фундаменте социализма. Если бы в этой борьбе победили не они, а их противники, страна неизбежно была бы расчленена на части, подконтрольные США ведущим европейским державам. А недовольных усмиряли бы наместники-диктаторы, такие как Колчак и ему подобные.
Как в начале ХХ века, так и сегодня идеология капитализма теснейшим образом переплетается с идеологией колониализма. Тот «новый мир», в котором бывшим колониям западных держав была предоставлена формальная независимость, оказался лишь ширмой, прикрывающей их безжалостную эксплуатацию. В этом «новом мире», управляемом транснациональным капиталом, любая страна, отказывающаяся жить по его указке и становиться послушным придатком глобального капитализма, подвергается жесточайшему давлению. А зачастую и прямой военной интервенции. Вот где кроются причины вероломного разрушения Югославии, Ирака и Ливии. Причины войны, развязанной в Сирии, многолетней экономической блокады Кубы и преступного давления на КНДР и Венесуэлу.
Финансовые и политические элиты США и их союзников рассматривают весь мир исключительно как источник ресурсов и хищного обогащения, который нужно любыми средствами удерживать в своих щупальцах. Для них вся Планета и все человечество – это лишь придаток крупного капитала. Ленин в полной мере осознал этот непреложный закон капитализма, согласно которому и Россия, и ее ближайшие соседи были обречены оставаться в роли подчиненных и эксплуатируемых. Поэтому революция, сама ее идея была наполнена смыслом национально-освободительной борьбы. Тем самым смыслом, которым наполнена и борьба сегодняшних коммунистов за построение обновленного социализма.
Борьба большевиков за утверждение и укрепление новых социально-экономических принципов была, по сути, борьбой за сохранение суверенитета государства. Понимая, насколько сложна эта борьба, Ленин через несколько месяцев после революции пишет в статье «Очередные задачи советской власти»: «Создав новый, советский тип государства, открывающий возможность для трудящихся и угнетённых масс принять дальнейшее участие в самостоятельном строительстве нового общества, мы разрешили только небольшую часть трудной задачи. Главная трудность лежит в экономической области: осуществить строжайший и повсеместный учёт и контроль производства и распределения продуктов, повысить производительность труда, обобществить производство на деле». Здесь сформулированы именно те задачи, без решения которых нам не выбраться из кризиса и сегодня. Именно этим задачам была подчинена новая экономическая политика, провозглашенная коммунистами в 1921 году.
Антисоветчики стремятся и правду о ленинском нэпе утопить в море лживых домыслов. Они уверяют, что введение нэпа стало для Ленина и его соратников признанием преимуществ капиталистической экономики, что новая экономическая политика 20-х годов была отступлением от социалистических принципов – подобно «перестройке» и «либерализации» рубежа 80-х – 90-х. Но это самая настоящая ложь. Если бы нэп действительно был капитуляцией перед капитализмом и подразумевал признание его преимуществ, он неизбежно привел бы к крушению социалистического государства. Как «либерализация», начатая в годы «перестройки», привела в итоге к демонтажу социалистической системы и к развалу СССР. Но нэп, напротив, обеспечил укрепление Советской страны и социалистической экономики.
За семь лет, предшествовавших нэпу, страна пережила две войны — Первую мировую и Гражданскую. В этих войнах она понесла огромные потери. Промышленное производство сократилось в пять раз, сельскохозяйственное - вдвое. И нэп, опиравшийся на мудрую социально-экономическую политику Ленина и его единомышленников, послужил спасению страны. В первую очередь была решена задача борьбы с голодом. Замена продразвёрстки продналогом, ставшая одной из важнейших составляющих нэпа, привела к прекращению бойкота со стороны тех крестьян, которые отказывались отдавать государству излишки урожая. Теперь народ был обеспечен хлебом. И хотя в период нэпа советская власть установила разрешительный порядок открытия новых торговых заведений, в том числе и частных, этот процесс сопровождался строжайшим контролем государственных органов за ценами и за оплатой труда наёмных рабочих. Перестроечная «либерализация» экономики, которая изначально носила антисоциалистический характер, привела к наводнению страны зарубежной продукцией. И откровенно способствовала подрыву национального производства. А ленинская экономическая политика максимально расширила для отечественных производителей возможности реализации своей продукции.
Не меньшее историческое значение имели и тогдашние преобразования в финансовой системе государства. Именно в период нэпа были введены в обращение советские червонцы, приравненные почти к 8 граммам чистого золота. Теперь развитие отечественной экономики обеспечивалось не иностранной валютой, а советским золотым червонцем. Его стоимость на международном рынке уверенно росла. И уже через четыре года она в переводе на американский доллар и английский фунт превысила его золотое содержание.
В самом начале нэпа был воссоздан Государственный банк, на который приходилось 70% объёмов кредитования. Кредитная система начала активно работать на развитие отечественной промышленности, торговли, потребительской кооперации. А в 1924 году заработали и крупные отраслевые банки — Аграрный и Строительный. Государственная банковская система сыграла колоссальную роль в развитии отечественной экономики и внешнеэкономических связей. И способствовала стремительному пополнению казны. Это и стало залогом увеличения государственных инвестиций в экономику, что обеспечило ее внушительный рост. За годы нэпа объём сельскохозяйственного производства вырос вдвое, а объём промышленного производства — втрое. В 1927 году экономический рост составил 13%, в 1928-м — 19%. Национальный доход в этот период ежегодно увеличивался на 18%. С 1922 по 1929 год в СССР было построено более 200 крупных промышленных предприятий. Неуклонно снижались цены на продовольствие и промышленную продукцию, которая с 1923 по 1924 год подешевела на четверть.
В апреле 1924 года в Свердловском университете с лекциями об основах ленинизма выступал Сталин. Там он сказал о нэпе такие слова: «Усилить и развить индустрию; связать для этого индустрию с крестьянским хозяйством через торговлю, регулируемую государством; развивать кооперацию, вовлекая в эту последнюю миллионы крестьянства, — вот как рисовал Ленин очередные задачи хозяйственного строительства на пути к постройке фундамента социалистической экономики».
Новая экономическая политика Ленина — это выдающийся пример реализации эффективной антикризисной программы, способной вывести страну из состояния социально-экономического коллапса. И закономерно, что в нынешних кризисных условиях наша программа, наши требования, наше видение ключевых проблем, с которыми столкнулись бывшие советские республики, перекликаются с ленинской программой, с его постановкой важнейших задач.
Ленин не дожил до того времени, когда Советское государство и советский народ совершили великий подвиг социализма – подвиг индустриализации. Но важнейшие предпосылки к нему, его основы были заложены ленинской экономической политикой.
Благодаря индустриализации, осуществленной Советской страной уже под руководством Сталина, к началу 30-х годов удалось полностью ликвидировать безработицу, которой наше общество не знало до тех пор, пока ему не был снова навязан капитализм. За 12 довоенных лет в СССР было построено 9 тысяч промышленных объектов. Среди них - гиганты металлургии, машиностроения и энергетики, огромные комбинаты по производству льняной и хлопчатобумажной продукции, фабрики, производившие шелковые и шерстяные ткани высочайшего качества. За период с 1928 по 1940 год советский ВВП вырос на 450%, а объемы производства промышленной продукции увеличились более чем в 6 раз. Ни одно государство до этого не могло даже приблизиться к таким показателям экономического роста, каких добился в то время СССР. И ни одно государство не сумело сделать этого до сих пор.
Такие достижения были по плечу лишь советскому человеку, который трудился не только ради себя и своей семьи, но и ради великих ценностей, ради великих идей справедливости, дружбы и равенства, силу которых он почувствовал на собственном опыте. Без этих великих идей и без их воплощения в социальной и экономической практике Советского государства была бы невозможна и победа СССР над самым сильным и самым страшным противником, с которым наша страна столкнулась в годы Великой Отечественной. Как невозможен был бы военный триумф нашей Державы без мощного экономического фундамента, на который Советский Союз смог опереться, сражаясь с врагом. Именно на этот фундамент опиралась наша Держава, прорываясь в космос, создавая ракетно-ядерный паритет и лучшие в мире образование и науку. Это тоже великая историческая победа самого выдающегося революционера в истории человечества Владимира Ильича Ленина. Это тоже победа социализма, выбранного народом, который пошел за Лениным и его единомышленниками.
У нас и сегодня, как во все времена, немало недоброжелателей и откровенных противников. Но нужно честно признать: нашим главным противником является социально-экономическая система, навязанная нам в результате разрушения системы советской, и не меняющаяся, по сути, уже больше четверти века. Именно она делает нас уязвимыми перед теми, кто стремится удержать наши народы в кабале мирового капитала, эксплуатируя наши ресурсы и не позволяя нам полноценно развиваться. С каждым днем все очевиднее, что единственной альтернативой этому может быть левый поворот и новая индустриализация, осуществляемая в союзе народов, которые вернутся к социализму как к необходимому условию развития и самосохранения.