Принятый Государственной Думой 12 февраля 2010 года в первом чтении вышеупомянутый закон беспрецедентен по размаху и остроте.
Наш анализ ситуации говорит о том, что это не экономика, не социально-экономическое действие, это радикальный политический шаг. Протестный потенциал законопроекта велик. Он задевает интересы не только учреждений, а всех, кто с ними связан. А это колоссальная масса людей.
Закон гласит, что все нынешние бюджетные организации меняют свое «правовое положение» с 1 января 2011 года. Таких организаций на федеральном уровне более 25 тысяч, на региональном и муниципальном – более 300 тысяч. Для них теперь есть два варианта.
Первый: стать «новыми бюджетными организациями», которые будут получать из бюджета незначительные субсидии на содержание имущества и финансирование госзаказа, а что касается зарабатываемых средств – за них станет решать казначейство, как и какую копейку тратить. Фактически это будет работа в режиме ранее придуманных автономных учреждений, плавающих в рынке, но без самостоятельности.
Второй вариант: вводятся «казенные учреждения». Они будут на госсодержании, но все свои доходы будут сдавать в бюджет соответствующего уровня.
В первом случае – прямой путь к дальнейшей коммерциализации. Во втором случае – к нищенскому существованию. Вот в чем заключаются эти пути так называемого «совершенствования».
Данный законопроект сопоставим с законом о монетизации льгот и с историей 2004 – 2005 года, с той лишь разницей, что тогда была монетизация льгот, а теперь фактически монетизация учреждений. Поэтому фракция будет голосовать «против» его принятия.
К большому сожалению, общество лишено возможности обсудить этот закон в рамках какой бы то ни было дискуссии.
Законопроект предлагается якобы с целью увеличения самостоятельности. Но на деле эта самостоятельность будет в значительной степени подконтрольной. Если бы этот законопроект только расширял права бюджетных организаций, мы бы двумя руками голосовали за него. Но в нем, помимо расширения прав, есть нормы, резко ограничивающие гарантии финансовой поддержки этих учреждений, которые теперь самостоятельно должны думать, как им выживать и развиваться.
Этим законом создаются условия для закрытия учреждений. Под видом «оптимизации» сети учреждений последует слияние, присоединение и ликвидация большого числа учреждений.
Закон коснется целого ряда учреждений культуры, науки, образования, обороны, здравоохранения и многих других.
Закон создает простор для произвола и лоббистских действий, а поэтому принимать его, на наш взгляд, НЕЛЬЗЯ.
Председатель фракции КПРФ в Самарской Губернской Думе В.С.Минчук