7 октября 1918 года Самара освобождена частями Рабоче-крестьянской Красной армии от белочехов и белогвардейцев. В городе началось восстановление советской власти.
Ровно четыре месяца, с 8 июня 1918 года, после того, как мятежный чехословацкий корпус занял Самару, губернией управлял Комитет учредительного собрания (КОМУЧ). Начав с арестов и расстрела активистов советской власти, он взялся за реставрацию дореволюционных порядков. Были аннулированы все указы советской власти, отменён восьмичасовый рабочий день и все трудовые соглашения. Предприятия возвращались их прежним владельцам. Помещикам было предоставлено право уборки урожая, посеянного крестьянами ещё при Советах. Землевладельцам возвращались их наделы и сельхозинвентарь. Предприятия с революционно настроенными рабочими закрывались.
Дни правления Комуча были ознаменованы повальной безработицей и ростом цен на всё. Недовольство новой властью стремительно росло. В этой обстановке в Самаре активизировалась подпольная революционная работа, начали создаваться вооружённые рабочие отряды. А на станции Богатое даже был сформирован поезд из 12 вагонов с бойницами и двойной обшивкой, наполненной песком — подобие бронепоезда для борьбы с белочехами.
21 сентября главнокомандующим Восточным фронтом РККА была поставлена задача 4-й армии: совместно с 1-й армией овладеть Сызранью, а затем наступать на Самару. Несмотря на проливные осенние дожди, наступление частей РККА на Самару развивалось стремительно.
1 октября части 4-й армии заняли деревни Андросовку и Томылово в 25 верстах от Самары, выбив оттуда белочехов. В это же время, в посёлке Иващенково (ныне г. Чапаевск), происходит восстание рабочих военных заводов с целью воспрепятствовать эвакуации станков и оборудования в Сибирь. Охрана завода открыла склады с оружием и рабочие, похватав винтовки, вступили в бой с отрядом белогвардейцев. На следующий день войска Комуча и отступающие от Андросовки белочехи атаковали посёлок. Вооруженные рабочие отчаянно защищаются, но терпят поражение. Оставшихся в живых рабочих с их семьями, всего 1000 человек, расстреливают на площади, а ещё 800 человек позже отправят в «Поезде смерти» на Восток.
3 октября Красная Армия освобождает Сызрань. Белочехи отступают на левый берег Волги, взорвав за собой два пролёта моста. 4 и 5 октября из Самары проходит эвакуация имущества Комуча и 2500 политзаключённых в Сибирь.
5 октября освобождена станция Липяги. Перед отступлением белочехи расстреливают начальника станции и железнодорожных рабочих.
6 октября белочехи вывозят из Самары станки Трубочного и оборудование Жигулевского заводов. Перед бегством интервенты расстреливают 30 пленных и 20 местных грузчиков.
Рёвом пароходных гудков огласилась Самара утром 7 октября 1918 года. Это моряки Волжской военной флотилии возвещали город о возвращении Советской власти. На страницах последнего номера эсеровской газеты «Дело народа», сообщается, что накануне в тюрьме расстреляно 18 большевиков.
Вдоль взорванного белочехами моста через реку Самарку на лодках переправлялись части революционной Самарской дивизии. Следом за ней вступила в город «Железная» дивизия под командованием Г.Д. Гая.
10 октября 1918 года губком РКП(б) объявил об окончательном восстановлении Советской власти в городе.
Сто лет назад победой Рабоче-крестьянской Красной армии было завершено кровавое правление белочехов в Самарской губернии. Жители с ликованием встречали красноармейцев-освободителей, таким образом уже тогда поставив оценку зверским «подвигам» чехословацких легионеров. А тысячи самарских семей и по сей день бережно хранят память о замученных и расстрелянных в те страшные дни предках.
И очень, мягко говоря, странно выглядят сейчас попытки некоторых деятелей из различных министерств и ведомств, прикрываясь Международным соглашением «О взаимном содержании воинских захоронений» от 1999 года, установить в России помпезные памятники белочехам с надписями: «Обнажите головы и преклоните колена перед памятью героев». Ничем иным, как предательством своей Родины, своей истории, своих героев это не назовёшь, какие бы красивые фразы и государственные документы за этим не стояли.
Коммунисты и комсомольцы Самарской области вот уже десять лет успешно противостоят попыткам установить подобные памятники в Самаре и в Новокуйбышевске. Активисты проводят протестные акции, «круглые столы», собирают подписи и ведут активную пропагандистскую работу в газетах и в сети Интернет. Позиция местных жителей едина с коммунистами – памятникам палачам и убийцам не место на нашей земле!
После окончания Гражданской войны и укрепления Советской власти, в Самаре и Самарской области было установлено и сохранилось до наших дней порядка сорока мемориальных досок, памятных знаков и памятников жертвам белочехов. Вот мы и будем чтить их память, на примерах борцов за Советскую власть рассказывать детям и внукам, что же такое патриотизм и любовь к своей Родине.
Второй секретарь Самарского горкома КПРФ, председатель общественного фонда «Наследники победителей» Светлана Дорохова
На снимках:
Демонстрация в Самаре 8 октября 1918 года по случаю освобождения города частями РККА.
Моряки Волжской флотилии непосредственно после освобождения Самары.
Части вступившей в Самару РККА, октябрь 1918 года.
Восстановление взорванного белочехами моста.
Листовка Казанского Совета с сообщением об освобождении Самары. 1918 г.