Одной из центральных тем обсуждения в студии стала тема Курильских островов.
Ведущий программы Владимир Соловьев проинформировал, что переговоры президента Путина и премьер-министра Японии Синдзе Абэ в Кремле длились больше трех часов и сенсации не произошло. «Да ее никто и не ждал. Ведь мы предупреждали, что сначала Токио должен признать итоги Второвой мировой войны, включая суверенитет России над Курилами, а потом искать решения, приемлемые и поддержанные народами обеих стран», - сказал Соловьев.
Высказывая свое мнение, Леонид Калашников отметил, что некоторые говорят, что Хрущев, подписывая декларацию, якобы рассчитывал на такую нейтральность, как Швейцария и Австрия: «Но даже при всем волюнтаризме Хрущева, внимательно читая декларацию, надо заметить, что в статье 6 сказано, что и Япония и Россия отказываются от взаимных претензий, признавая существующие реалии», - подчеркнул депутат. «Мне, например, не нравится, когда кто-то говорит только о декларации 1956 года, потому что якобы «спорные территории»», - заметил Калашников.
«Вот ваша передача вся об уроках истории. И мой отец, например, не только всю Отечественную войну прошел, но закончил ее, когда сибирские дивизии отправили в Японию».
Далее Калашников напомнил о международно-правовых документах, в которых речь шла о территориальном послевоенном переустройстве Японии: «Когда мы говорим о договорах: там не только была Ялта, до этого был Каир, потом Потсдам... Что это выкинуть надо? Тогда и Калининград, который тоже этим договором был отдан...», - возмутился Леонид Иванович. Он пояснил, что даже после декларации 1956 года были три наши ноты, в которых четко и конкретно сказано, что ситуация изменилась. Договор, который Япония заключила с США, все меняет.
Калашников подчеркнул, что на территории Японии до сих пор размещены американские военные базы: «В Окинаве как стояла военная база, так и стоит. Более того, она расширяется». Депутат отметил, что недавно в Польшу американцы поставили ракеты. «И что мы сделали в Калининграде? Поставили ракеты «Искандеры». Или тогда что, давайте отдадим и Калининград? Что изменилось? И вы правильно говорите, Охотское море сразу станет не внутренним».
«Я помню, как в 2012 году мы проводили парламентские слушания. Тогда решили неожиданно подписать с Норвегией Договор о разграничении морских пространств. 40 лет шли переговоры за каждый сантиметр от Полярного круга до Мурманска, и вдруг в одночасье решили его подписать. Мы потеряли там несколько десятков тысяч морских пространств», -рассказал депутат.
«Поэтому такая опасность есть. Ведь Курилы – это не только какой-то островок, который при делимитации можно отдать. Это - память людей о Великой Отечественной войне», - подчеркивает Леонид Калашников.