Проект закона направлен на беспрецедентное реформирование сети бюджетных учреждений, которое, по мнению Правительства Российской Федерации, якобы будет способствовать повышению эффективности и улучшению качества предоставляемых государственных муниципальных услуг.
Проект предусматривает существенно изменить правовой статус и механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений, которые по существу переходят на коммерческую основу.
С 1 января 2011 года для бюджетных учреждений всех уровней (федеральных, региональных, местных): общеобразовательных школ и других учебных заведений; больниц и поликлиник, медицинских центров и др.; библиотек, музеев, Домов культуры и др. прекращается бюджетно-сметное финансирование их деятельности. Работа переводится на коммерческую основу, т.е. предоставляется достаточно виртуальное (не реализуемое) право зарабатывать доходы и распоряжаться ими. Учреждениям даётся возможность заработать доходы через конкурсное получение государственных и муниципальных заказов (можно их получить, но можно и без них остаться) и введение платности непокрытых государственными заказами объёмов услуг этих учреждений.
Другая небольшая часть государственных (муниципальных) учреждений будет преобразована в новый тип - казённое учреждение (военные, правоохранительные и др. подобные), статус которых, по сути, совпадает с закреплённым в действующем законодательстве статусом бюджетного учреждения, но с дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 года всех доходов, полученных ими, в соответствующий бюджет.
Вносимые проектом федерального закона концептуальные изменения потребуют реформирования 328 тысяч бюджетных учреждений, в том числе 25 тысяч федеральных и 303 тысяч региональных и муниципальных бюджетных учреждений (по состоянию на 1 января 2009 года). При этом проектом закона предусматривается разработка значительного количества нормативных правовых актов (около 40), необходимых для его реализации.
Фракция КПРФ единогласно (57 голосов) проголосовала против принятия законопроекта.
Законопроект, по мнению Секретариата ЦК КПРФ, во-первых, окончательно снимает все преграды перевода учреждений системы образования и здравоохранения на платную основу через уменьшение или ликвидацию системы государственных заказов на подготовку кадров в образовательных учреждениях, на лечение людей, на культурное обслуживание.
Во-вторых, снимает все ограничения к произвольной реструктуризации (сокращению, закрытию, ликвидации) системы бюджетных учреждений образования, здравоохранения и культуры в любом конкретном месте по воле чиновников и без учёта мнения населения. К примеру, многие вузы (педагогические), имеющие богатый опыт и традиции, больницы, учреждения культуры могут под видом укрупнения уничтожены.
В-третьих, бюджетные учреждения потеряют свою финансовую самостоятельность даже независимо от успешной работы.
Таким образом, государство хочет снять с себя существенную часть расходов по содержанию школ, больниц, библиотек, музеев и в очередной раз эти расходы перекладывает на население, которое должно будет из своего кармана заплатить недостающие средства.
Эти принудительные меры, заложенные в законопроекте, по ликвидации уважаемых бюджетных учреждений, в которых обучаются, лечатся, работают тысячи и тысячи людей побуждают к росту социальной напряжённости в обществе, к проявлению экстремизма, как отметила фракция КПРФ при обсуждении проекта в Государственной Думе Российской Федерации. Следовательно, и законопроект должен быть охарактеризован как экстремистский, наносящий вред государству и обществу.
Более того, данный законопроект запустит новый виток коррупции. Во-первых, бюджетные учреждения останутся бюджетными только на словах, так как должны будут обрести хозяйственную самостоятельность, в зависимости от доходов сокращать число работающих, определять размеры оплаты труда, также они будут лишены 3-х основных признаков учреждения, как это трактует Гражданский кодекс: собственник - государство (муниципалитет) финансирует учреждение; несёт за него ответственность; ограничивает распоряжение имуществом учреждения.
Во-вторых, они будут исключены из Бюджетного кодекса и в Гражданский кодекс тоже не попадут. По всем признакам это будут коммерческие организации.
Но у государственной (муниципальной) коммерческой организации должен быть договор, предусматривающий обязанности сторон, условия предоставления услуг. Этого тоже не будет. Такая виртуальная организация, как считают эксперты, превратиться в фантом, выпадающий из правового поля. А это возможность коррупции, расхищения имущества, ползучая приватизация государственных (муниципальных) учреждений. Схемы приватизации обычные - устроить неконтролируемый рост задолженности, ведь за долги отвечает само учреждение. Очень возможен и сговор с местными властями и чиновниками.
Ещё один путь - ограничивая государственные (муниципальные) заказы, тихо подвести под банкротство. Больница на 100 мест, а муниципальный заказ поступит на 50 мест, значит остальные - платные. Больных у нас много, а платить могут лишь единицы.
Изменение правового статуса государственных (муниципальных) учреждений имеет далеко идущие социальные и политические последствия:
- ликвидация системы бесплатного образования;
- отказ от системы бесплатной медицинской помощи;
- перевод на полную платную основу охрану здоровья;
- полная коммерциализация работы культурно-просветительных учреждений и др.;
- не получат финансовой поддержки детские учреждения дополнительного образования (музыкальные, художественные, спортивные школы, кружки для талантливых детей) и за детей надо будет платить больше;
- да и всё остальное, которое лишиться поддержки государства, отдаётся на откуп частным лицам.
Под лозунгами оптимизации:
- университеты и институты "отпустят" на заработки, предлагая развивать коммерческое обучение в период кризиса, что нанесёт тяжелейший удар по большей части граждан, по педагогическим и научным кадрам. Новым законом воспользуются, чтобы закрыть многие ВУЗы. Точно так же, как в 90-е годы закрывались и "прихватизировались" детские сады, а нынче многие тысячи детей стоят в очереди на многие годы.
Всё это невосполнимые потери.
Поскольку переход бюджетных учреждений на осуществление деятельности в условиях новых экономических возможностей повлечёт за собой банкротство большинства указанных учреждений, проект федерального закона затрагивает и важнейшие вопросы социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
В соответствии со статьёй 351 Трудового кодекса Российской Федерации, статьёй 108 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, затрагивающих социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения, до их рассмотрения в первом чтении должны направляться в Российскую Трёхстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
Это тоже не сделано.
Далее жертвами приватизации в первую очередь, как считают наши депутаты, станут, прежде всего, учреждения, которые расположены в крепких, капитальных домах в центре городов, райцентров, на выгодных, дорогих участках земли. Оптимизация и банкротство именно с них и начнутся.
Больницы и клиники, вполне реально, захватят страховые компании, которые хотят и дальше жировать и нуждаются в собственных медицинских учреждениях, а при распределении государственных (муниципальных) заказов будут процветать откаты.
По поручению Секретариата ЦК КПРФ от 18 марта 2010 года прошу Вас:
- Обеспечить безусловное выполнение поручений по этому законопроекту (электронное письмо было отправлено 24 февраля 2010 года и вывешено на сайте www.kprf.ru в Интернете); провести соответствующую работу в региональных комитетах профсоюзов, трудовых коллективах (педагогических, медицинских, культурно-просветительных и др.) отраслей образования, науки, здравоохранения и культуры.
- На предстоящих 26-27 марта в рамках Всероссийской акции протеста митингах и собраниях, пикетах, проводимых Вами, повсеместно рассмотреть и осудить попытку правящего режима по навязыванию обществу законопроекта, направленного против прав граждан, и принять соответствующую резолюцию по данному вопросу с направлением её в адрес Президента и Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, губернатору и главам администраций, депутатам всех уровней с требованием отменить принятие законопроекта, против ликвидации социальных прав граждан.
С уважением,
Секретарь ЦК КПРФ В.С.Шурчанов.