10 сентября Дума г. о. Самара внесла изменения в городской бюджет на 2019 год. Поправки предусматривают возложение на бюджет расходов, связанных с визитом в Самару Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Данный вопрос обсуждался на заседании комитета по бюджету, налогам и экономике Думы г. о. Самара. Как сообщает сайт citytraffic.ru, заместитель главы г. о. Самара, руководитель департамента финансов администрации г. о. Самара Оксана Данилова в своем докладе сообщила депутатам о том, что в городском бюджете необходимо изыскать 6 млн рублей на культурно-массовые мероприятия. «Как выяснилось, эти средства будут израсходованы на обеспечение безопасности во время визита в Самару Патриарха Московского и всея Руси… Как отметил председатель городской думы Алексей Дегтев, не исключено, что потраченные средства будут возвращены из областного бюджета», – передает портал citytraffic.ru.
Следует отметить, что инициатива довольно странная и сомнительная. В России отделение церкви от государства было провозглашено декретом СНК РСФСР от 23 января (5 февраля) 1918 года. Россия как правопреемница СССР усвоила формальную отчужденность от Православной Церкви. Статья 14 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Тогда возникает вопрос: если в России церковь отделена от государства, тогда почему визит главы Русской Православной Церкви вызвал необходимость «вынуть» из муниципального бюджета 6 млн рублей? Что значит «обеспечение безопасности»? Чью безопасность необходимо обеспечить? Если патриарх нуждается в обеспечении безопасности на территории г. о. Самара, то, следуя букве и духу закона, расходы на данные мероприятия церковь должна нести за свой счет. Ресурсы у нее на это имеются. Удивительно, но чиновники из администрации города очень часто на заседании думских комитетов жалуются, что в бюджете денег не хватает даже на детские завтраки в школах. Власть запускает руку в карман к родителям. Но почему-то в бюджете сразу находится 6 млн рублей на то, чтобы подготовиться к визиту церковного сановника.
К слову, подобные истории уже случались. Так, летом текущего года широкий резонанс произвела информация о том, что власти Свердловской области собрались потратить из бюджета почти 6 млн рублей (5,7 млн) на аренду вертолетов для патриарха Кирилла. «В июле как раз патриарх Кирилл на Урал приезжает. Совпадений быть не может. Вертушки явно берут под него и свиту», – писал депутат Госдумы РФ Андрей Альшевских.
Что же получается? Патриарх ездит по стране, выполняя свою духовную миссию, а все эти поездки оплачиваются за счет бюджетных денег? Причем, судя по всему, дело это достаточно накладное. Что Свердловская область, что Самара вынуждены раскошелиться по 6 млн рублей. Немало.
Впрочем, это лишь цветочки. Церковь фактически напрямую финансируется государством. «По подсчетам РБК, в 2012–2015 годах РПЦ и связанные с ней структуры получили из бюджета и от государственных организаций минимум 14 млрд руб.», – писал сайт РБК (https://www.rbc.ru/investigation/society/24/02/2016/56c84fd49a7947ecbff1473d). По данным редакции сайта, государство дает деньги церкви в рамках федеральных программ, связанных с развитием духовно-просветительских центров, сохранением и реставрацией церквей. Автор статьи, конечно, уважает религиозные взгляды православных людей и представителей иных конфессий, но, тем не менее, речь идет о соблюдении принципов действующего законодательства. Да и вообще, неужели у нас больше некуда потратить бюджетные деньги? Тем более, РПЦ – вовсе не бедное учреждение. Какая-то странная политика государства.
На самом деле ничего странного нет. В России налицо сращивание институтов государства и церкви. Это происходит по той причине, что церковь стала инструментом государственной пропаганды. Достаточно отметить, что РПЦ владеет телеканалом, который входит в обязательный для распространения мультиплекс (те самые 20 бесплатных телеканалов). Очевидно, в стране требуется провести более четкий водораздел между светской властью и церковью.
Андрей НИКИТИН