451 градус по Фаренгейту – температура горения бумаги, ставшая названием фантастического романа Рэя Брэдбери. Хотя почему фантастического?...

На днях Приволжский окружной военный суд постановил уничтожить экземпляр главного труда Карла Маркса. Том «Капитала», изъятый в качестве вещественного доказательства по резонансному делу молодых пензенских анархистов, будет сожжен. Он сгорит в печи-инсинераторе для уничтожения документов.

Главная книга Маркса в 2020-м году будет предана огню. Не всякие аналогии уместны, но почему-то они всплывают. В 1933-м именно с этой книги начинались «огненные речёвки» немецкого Студенческого союза: «Против классовой борьбы и материализма! За народность и идеалистическое мировоззрение». Помимо «Капитала» языки пламени уничтожат атласы по анатомии, книги по анархизму, учебник спецназа ГРУ.
Ситуацию прокомментировал Дмитрий Новиков: - Суд принимает постановление сжечь «Капитал» Карла Маркса. Но давайте разберёмся. Разве его уже внесли в список экстремистской литературы? Да и марксизм у нас вроде бы не под запретом...

Если сама книга не явилась орудием преступления, то вещественным доказательством чего может стать это экономическое сочинение? Что доказывает факт её хранения? То, что её владелец интересуется вопросами политической экономии, социальной философии, истории. Если в этом крамолы нет, то в чем тогда она состоит? Она что, в том критическом анализе капитализма, который содержится в труде Маркса?

Как бы там ни было, странные аналогии о своеобразных методах идеологической борьбы действительно возникают. История знала ведь разного рода примеры уничтожения книг.

Сегодня, когда российское общество так чудовищно расколото на богатых и бедных, факт сожжения работы теоретика, боровшегося против классового угнетения, выглядит нарочито символичным. И никак нельзя исключать, что кто-нибудь расшифрует эту символику как предупредительный знак: «Молот ведьм» в противовес левому движению где-то уже «выкован».

Однако в нашей жизни есть немало фактов, внушающих оптимизм. Один из них тот, что работы Маркса продолжают издавать везде в мире. И «Капитал», разумеется, в том числе.