В праздничной суете осталось почти незамеченным предложение министра образования и науки РФ В. Н. Фалькова и после эпидемии сохранить дистанционный режим преподавания в вузах для 80% гуманитарных дисциплин. О том, чем может обернуться эта «прорывная» инициатива, говорит заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю. В. Афонин.

В интервью «Интерфаксу» министр заявил, что «мы полностью в докоронавирусную эпоху не вернёмся». И выразил уверенность, что до 80% гуманитарных дисциплин в вузах можно изучать дистанционно. Характерно, что в этом же интервью чиновник признал: «качественное высшее образование не может быть только дистанционным или удалённым». Но зачем же тогда предлагается резко снизить качество высшего образования во всей стране, переведя почти всё гуманитарное образование на рельсы дистанта?

Значительная часть гуманитарного образования в России – это подготовка педагогов. У меня первое высшее образование – педагогическое, есть опыт работы в школе. Как можно дистанционно вырастить будущего учителя? Изучение педагогики и психологии в принципе предполагает живое общение, вовлечённость, совместный разбор и разыгрывание преподавателем и студентами педагогических ситуаций. А как можно дистанционно научить методике преподавания той или иной дисциплины? Как можно стать настоящим учителем, не постояв с указкой у доски, не посмотрев в глаза аудитории, не научившись управлять её вниманием? Никак. Ну разве что это будет новое поколение «электронных» педагогов, которые будут готовиться учить школьников только дистанционно. Но это уже путь к полной образовательной катастрофе.

Помимо педагогов, есть множество других гуманитарных специальностей, которые совершенно невозможно преподать дистанционно на сколько-нибудь пристойном уровне. «Студентам необходим тактильный осязательный контакт, – убеждён доцент кафедры культурно-досуговой деятельности Московского государственного института культуры, кандидат педагогических наук Кирилл Олешкевич. – Будущие актёры, режиссёры, хореографы, музыканты, вокалисты должны физически ощущать параметры пространства сцены, инструментов, декораций».

А основатель образовательной программы «Международный Ломоносовский клуб» Владимир Скрипниченко обращает внимание на критические последствия перевода большей части образования на дистант для человеческой личности в целом. По его мнению, нарушение баланса между временем, проведённым онлайн, и реальной активной деятельностью плохо сказывается на психике. На почве дистанта будет расти число людей, у которых проблемы с концентрацией внимания, со способностью к общению, с критическим мышлением и так далее. Кроме общего снижения уровня знаний, под угрозой угасания также находятся и эмоциональный интеллект, и способность адаптироваться.

Опять-таки сам министр подчеркнул такой очевидный минус дистанционного обучения, как проблемы с мотивацией. По его словам, очный формат приучает студентов к самоорганизации, а на удалёнке дисциплина начинает хромать. «Они (студенты) привыкли, что это коллективные действия – пошли все на лекцию, куратор или кто-то из деканата проверит, это как-то дисциплинировало. А когда ты дома: ты поиграл в компьютерную игру, на утро у тебя пара – вставать неохота, да тем более никто же не скажет», – отметил Фальков. Но на что тогда рассчитывает власть, предлагая сделать дистант основой гуманитарного образования? Да, Владимир Ленин, исключённый за революционную деятельность из Казанского университета, изучил экстерном обширнейший университетский курс и сдал все экзамены на отлично. Но это был человек гигантского интеллекта и силы воли. Неужели вы ждёте такого же интеллектуального подвига от миллионов обычных студентов из поколения, у которого исследователи уже сейчас отмечают серьёзнейшие проблемы с мотивацией обучения?

И, похоже, беда подстерегает не только гуманитариев. Вот ещё одна цитата из интервью: «Если ты готовишь инженера, то ты понимаешь, что часть дисциплин ты ни при каких условиях не переведёшь в дистант». Это можно понимать и так: всё, что можно перевести на дистанционку, переведём.

Конечно, министр повторил в своём интервью любимую мантру «дистанционщиков»: дескать, выдающийся заочный преподаватель даст вам больше, чем плохой очный. Извините, но при таком подходе можно договориться и до роспуска всех вузов. Ведь публичные лекции множества выдающихся учёных сегодня можно совершенно бесплатно посмотреть на Youtube. И все учебники можно скачать из интернета. Но это совершенно не может заменить работы обычного преподавателя, который готов по многу раз разъяснять студенту его ошибки и указывать верный путь.

По сути, «дистанционщики» покушаются сегодня на основы высшего образования, которые складывались столетиями. На университетскую атмосферу – среду постоянного живого общения тысяч студентов и преподавателей, которая веками дарила человечеству знания, открытия, прогрессивные идеи.

 

Сегодня мы просто не имеем права благодушно относиться к подобным заявлениям чиновников. Да, первая попытка подвести правовую основу под дистант отбита совместными усилиями родительской и педагогической общественности и фракции КПРФ в Госдуме. Законопроект о дистанционке отозван. Наша фракция провела в парламенте «круглый стол» по этой проблеме. На нём Председатель ЦК КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов чётко обозначил позицию партии: ползучее введение дистанционки недопустимо. Но, как мы видим, продолжается интенсивный зондаж общественного мнения. Намерения очевидны: попытаться после эпидемии сделать удалёнку стандартом образования, по крайней мере, высшего. Нам всем нужно понимать: вялая реакция общества на эти поползновения впоследствии может обернуться катастрофой. Сейчас всем нам – законодателям, экспертному сообществу, родителям, педагогам, студентам – нужно сплотиться и дать жёсткий отпор «дистанционщикам». Иначе со временем мы получим эпидемию невежества с такими тяжелейшими последствиями во всех сферах нашей жизни, что на их фоне эпидемия коронавируса покажется просто мелкой проблемой.