Как сообщала ранее «Правда Тольятти», в конце января российский автопром и, конечно же, тольяттинцев потрясло сообщение о том, что модели Lada перейдут на одну платформу с румынской Dacia.
Это дало повод для опасений о том, что в недалекой перспективе тольяттинский автогигант лишится собственной инженерно-конструкторской базы. А итогом станет то, что градообразующее предприятие окажется отверточным производством с вытекающими из этого социальными последствиями.
Словно в попытке сгладить удар от такой новости, некоторые эксперты спешили напомнить общественности, что АВТОВАЗ, в общем-то, давно уже не является исконно отечественным автомобильным предприятием. Но эти эксперты не погружены в социально-экономическую специфику Тольятти, для жителей которого предприятие является не просто сборочной площадкой. Это своего рода центр, вокруг которого годами выстраивалась производственная, экономическая, социальная и даже культурная инфраструктуры.
Тогда же Леонид Калашников заметил, что резонным встает вопрос: а что делать с нашими платформами? «Под это заточены многие производители автокомпонентов, которые действуют вокруг. Собственнику выгоден такой переход, но Самарской области это не выгодно», - отметил Леонид Калашников.
В этой связи он направил в адрес федерального минпромторга депутатский запрос. В марте от министерства поступил ответ, из которого следует, что руководство АО «АВТОВАЗ» запланировало постепенный переход с 2023 года на новую унифицированную платформу CMF-B. «Одновременно с этим АО «АВТОВАЗ» подтвердило заинтересованность в локализации платформы на территории Российской Федерации. В таком случае локализация компонентов платформы должна стать драйвером интеграции отечественных поставщиков в глобальные цепочки поставок Группы «Рено»», - сообщили в министерстве Леониду Калашникову.
Из этого можно сделать вывод о том, что иностранные акционеры, как будто бы дают возможность отечественным поставщикам комплектующих выйти на зарубежный рынок. В теории это выглядит привлекательно. Но как будет осуществляться на практике, пожалуй, остается вопросом. Ведь не случайно, еще когда запускалась Lada Vesta, вопрос локализации стоял очень остро. И тогда даже местные производители автозапчастей проводили различного рода совещания, обращая внимание на позицию руководства «АВТОВАЗа» по отношению к ним.
Одновременно с этим, в минпромторге напомнили о том, что с АО «АВТОВАЗ» заключен так называемый специальный инвестиционный контракт, в соответствии с которым компания приняла на себя обязательства по локализации как критических компонентов – двигателя, коробки передач, элементов электронной архитектуры автомобиля, - так и ряд других. «Переход на новую платформу не отменяет данные обязательства, - подчеркнули в министерстве. - А создает предпосылки для интеграции отечественных поставщиков в глобальные цепочки поставок или привлечения глобальных поставщиков к локализации на территории Российской Федерации».
Не обошли в министерстве стороной и в целом меры поддержки компонентного производства. Так в 2021 году должны быть запущены две масштабные программы. Одна из них предполагает государственное софинансирование инвестиций в производство ключевых компонентов в объеме до 30-40% в случае поставки компонентов не менее, чем двум независимым автопроизводителям. Вторая программа предполагает начисление баллов за экспорт автокомпонентов (в том числе в составе автомобиля), которые автопроизводитель может самостоятельно распределить на продукцию, произведенную в рамках указанного выше инвестиционного контракта.
«Вопрос перехода на румынскую платформу волнует не только меня, он волнует всех тольяттинцев, - комментирует Леонид Калашников. – Ответ министерства меня не устроил. Да, здесь написано, что программа локализации не отменяется. А если программа не будет выполнена? В министерстве говорят об интеграции отечественных поставщиков в глобальные цепочки поставщиков. А если они туда не попадут? Об этом я говорил и на встрече с губернатором. Нужно, чтобы комплектующие в большинстве своем производились у нас. И меня больше волнует, что тысячи людей рискуют потерять работу.
Ответ министерства я показал председателю Правительства Самарской области Виктору Кудряшову. Поэтому, кроме того, что эта тема является предметом моего депутатского надзора, я попросил Правительство Самарской области также держать ситуацию на контроле.
Правда Тольятти