На днях стало известно, что группа Renault, которой принадлежат 67,61 % акций «АвтоВАЗа», приостанавливает свою деятельность в России. Это означает, что судьба «АвтоВАЗа» теперь может совершить крутой поворот. Согласно планам компании, все новые модели Lada должны были создаваться на основе иностранных платформ и решений, однако «АвтоВАЗ» вынужден работать над специальными версиями некоторых моделей Lada, «которые будут менее подвержены влиянию импортных комплектующих». Пока, однако, большую часть марта заводы в Тольятти и Ижевске простаивают, с 4 по 24 апреля все сотрудники «АвтоВАЗа» уходят в отпуск, а с 6 июня завод в течение трех месяцев будет работать лишь четыре дня в неделю. В компании это решение объясняют «прогнозом относительно состояния российского автомобильного рынка и продолжающимся значительным дефицитом поставок электронных компонентов».
Не могу в связи с вышеприведенными новостями не процитировать выдержки из своего обращения в виде открытого письма к Дмитрию Медведеву, которое я направлял еще в 2016 (!) году:
«У меня как депутата Госдумы от Самарской области вызывает серьезную озабоченность ситуация, складывающаяся в последнее время в российской автомобилестроительной компании ОАО «АвтоВАЗ» - крупнейшем производителе легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Я очень хорошо помню, как строились ВАЗ и город Тольятти, и какое значение они имели и еще могут иметь для экономики страны, поскольку прошел на Волжском автомобильном заводе трудовой путь от мастера до заместителя начальника управления научно-техническим центром. И мне кажется дикостью, когда Тольятти превращается в социальную бомбу, наполняясь тысячами людей, выкинутых со своих рабочих мест.
Создается впечатление, что российское правительство просто отказывается замечать планомерную работу по превращению крупнейшего отечественного автопроизводителя в цех по «отверточной» сборке иномарок. Выпуск автомобилей под брендом Lada сокращается, в то время как сборка Renault, Nissan и Datsun активно набирает обороты. Руководством завода фактически игнорируется провозглашённая Президентом РФ программа импортозамещения. Две трети бюджета на закупку комплектующих и консалтинг отправляется за границу на счета иностранных компаний. А в долгах на миллиарды остаются российские производители деталей и отечественные банки. LADA Xray примерно на 80% состоит из зарубежных комплектующих, что делает ее дороже некоторых иномарок.
На предприятии почти полностью ликвидирован инжиниринг. Прекратило свое существование Опытное промышленное производство, занимавшееся сборкой пилотных серий и отработкой технологии производства автомобилей. Произошло тотальное сокращение персонала Научно-технического центра. Это значит, что новых разработок у АвтоВАЗа больше не будет. Было буквально разгромлено дочернее предприятие автозавода – Волжский машиностроительный завод – крупное высокотехнологичное производство, один из пионеров по созданию отечественных промышленных роботов.
Оборудование завода обеспечивало полный производственный цикл высокоточных изделий – во всем мире таких предприятий можно насчитать единицы. Прекращение выпуска предприятием большой номенклатуры узлов и деталей создало проблемы и вызвало зависимость от иностранных поставщиков для предприятий автопрома, самолетостроения, атомной энергетики, а, главное, военно-промышленного комплекса. В перспективе планируется ликвидировать предприятия «ВИС-АВТО» и «Супер-Авто», создающие спецавтосредства для медицины, МЧС и других экстренных служб, а также ведущие уникальные инновационные разработки.
Но самое страшное – это массовая «оптимизация» численности персонала, которую энергично проводит иностранный топ-менеджмент завода.
Уже на основе только этих действий можно утверждать, что политика иностранных собственников и менеджмента завода направлена на ликвидацию АвтоВАЗа как конкурента зарубежных производителей. Фактически идет расчистка российского рынка для продукции иностранного машиностроения.
Если этот всеобщий «сон разума» не закончится, крайне тяжелые времена ждут не только АвтоВАЗ и Тольятти, но и все
отечественное автомобилестроение и другие стратегически важные отрасли страны.
На мой взгляд, негативное развитие событий вокруг ОАО «АвтоВАЗ» предопределяется тем, что контроль над компанией принадлежит иностранным собственникам – альянсу Renault-Nissan, а именно подконтрольным ему структурам, входящим в СП AllianceRostecAutoB.V., зарегистрированному в Нидерландах и владеющему в общей сложности 74,5% акций ОАО «АвтоВАЗ».
В связи с этим прошу Вас обратить внимание на ряд вопросов, решение которых может напрямую повлиять на развитие автомобильной промышленности России.
1. Удовлетворяют ли Правительство РФ результаты производственной деятельности ОАО «АвтоВАЗ» и соответствует ли объем финансирования из федерального бюджета этим результатам?
2. Осуществляется ли надлежащий контроль со стороны российской компании, владеющей блокирующим пакетом акций ОАО «АвтоВАЗ», за деятельностью, в том числе топ-менеджеров автопредприятия? Есть ли решения Совета директоров и экономическое обоснование уничтожения самодостаточных предприятий- производителей и Научно-технического центра АвтоВАЗа?
3. Не вызывает ли опасение в Правительстве РФ, что политика иностранных менеджеров ведет к разрушению не только высокотехнологичного российского предприятия, но и отечественного машиностроения в целом? А так же к окончательному уничтожению отечественной школы проектирования и производства легковых автомобилей, что может означать разрушение российской отраслевой науки и деградацию российского инженерного образования, ввиду его невостребованности».
Прошло 6 лет. Ввели санкции. И вот теперь объявлено, что «АвтоВАЗ» готовит специальные версии некоторых моделей Lada, «которые будут менее подвержены влиянию импортных комплектующих», и что ведется работа по замене «некоторых критически важных импортных компонентов альтернативными решениями». А где же, простите, вы были все эти 6 лет, что спохватились только сегодня? И как это назвать, если не вредительством?