Рыночные механизмы в чрезвычайных условиях показали свою несостоятельность

 

15 марта Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области направило запросы в адрес оптовых поставщиков сахара в регионе. Рост цен на сахар и его дефицит побудили ведомство проверить соблюдение антимонопольного законодательства. Кризис в снабжении населения сахаром и иными товарами первой необходимости наглядно показал неспособность рыночных механизмов адекватно реагировать в чрезвычайных условиях.

 

Неуловимый товар

Уже месяц жители Самарской области и всей страны наблюдают самую настоящую вакханалию на продовольственном рынке. Сахар, соль, крупы и макароны стремительно дорожают и исчезают с прилавков. Если появляются вновь, то уже по другой цене. Молоко, говядина, чай и кофе тоже подскочили в цене. Интернет заполонили видеоролики, которые показывают пустые полки и бои в магазинах возле тележек с сахаром. Происходящее все больше напоминает хаос. В магазинах – бесконтрольная гонка цен на все.

На данный момент ясно лишь одно: дефицит определенных товаров создан искусственно. Сахар – яркий тому пример. По данным Минсельхоза РФ, по итогам 2021 г. валовый сбор сахарной свеклы составил 40,8 млн т. Переработано 35,1 млн т свеклы, произведено 5,9 млн т свекличного сахара. Более того, товарные запасы сахара в России на конец 2021 г. составили порядка 4,1 млн т. При этом ежегодное потребление сахара в стране составляет 5,8–6 млн т. Таким образом, сахар в стране есть, его более чем достаточно. Потребности внутреннего рынка покрываются полностью. Хватает даже для экспорта. В 2021 г. экспорт белого сахара из России составил 446 тыс. т. И даже после этого остаются высокие товарные запасы. Получается, в масштабах всей страны можно говорить о кризисе перепроизводства сахара, но никак не о дефиците. Тут, скорее всего, стоит вопрос о том, как сбыть товар, не «выбрасывая» его на рынок слишком много, чтобы не сбить цену. Следует отметить еще одно важное обстоятельство. 21 февраля Минсельхоз РФ сообщил о том, что 20 агрохолдингов, которые обеспечивают 93% производимого в стране сахара, приняли решение зафиксировать отпускные цены для продажи продукции в розницу. «Большинством производителей принято решение о фиксации цен на уровне 47 рублей за кг до 31 июля 2022 года включительно. Данная мера позволит обеспечить стабильную ситуацию на рынке социально значимой продукции и прозрачное ценообразование», – поведал официальный сайт Минсельхоза.

В общем, сахар в стране есть. Только не там, где надо. Общество винит во всем торговые сети, которые, пользуясь ажиотажным спросом, делают баснословную наценку на продукцию. Ретейлеры, в свою очередь, кивают на поставщиков и производителей сахара. «Заводы нацелены максимизировать выручку на фоне роста курса валют. Поэтому они устанавливают для ретейлеров ограничивающие квоты на поставки, а также удерживают товар на складах, чтобы затем продать его по более высокой цене. В этих условиях заводам выгодно придерживать объемы и продавать сахар небольшими партиями, ожидая дальнейшего подорожания валюты… У заводов есть необходимые объемы сахара, но их желание воспользоваться текущей рыночной конъюнктурой привело к дефициту сахара на полках магазинов», – цитирует РИА «Новости» пресс-службу торговой сети «Верный».

 

Возня без результата

Власть реагирует довольно вяло. В Самарской области создан некий штаб «по повышению устойчивости экономики». Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров проводит встречи с бизнесменами, где рассуждает об импортозамещении, дает советы. Чиновники ведут мониторинг розничных цен. Однако каких-то эффективных решений не наблюдается. Областная власть ведет успокаивающую пропаганду. «Сейчас отмечается ажиотажный спрос на сахар и крупы, такой же, как был в первую волну пандемии. Повышенный спрос, кроме как желанием людей закупить продукты «про запас на всякий случай», ничем не подкрепляется. Полки в магазинах рядом с домом практически не пустуют, объемы завозов увеличиваются, меняется логистика доставки», – поведал официальный сайт правительства Самарской области в своем пресс-релизе от 9 марта.

Лишь контрольно-надзорные органы робко пытаются хоть как-то повлиять на происходящее. 15 марта Самарское УФАС направило письма оптовым поставщикам сахара, затребовав информацию об объемах отгрузки, ценообразовании, товаропроводящих цепочках. «Полученную информацию антимонопольное управление проанализирует на предмет соблюдения продавцами антимонопольного законодательства. Стоит отметить, что, согласно данным Минсельхоза, Россия полностью обеспечивает себя ключевыми продовольственными товарами, в том числе и сахаром. Запасы достаточны для удовлетворения внутреннего спроса, – поясняет Самарское УФАС. – Отсутствие сахара на полках магазинов в ряде регионов связано с ажиотажным спросом, который подогревается недобросовестными участниками рынка ради извлечения выгоды. По мнению антимонопольного органа, создание искусственного дефицита продукции с целью поддержания ажиотажного спроса и завышения цен недопустимо. Также недопустимо ущемление интересов участников рынка путем снижения объемов поставки либо отказа в поставке продукции по действующим договорам – соответствующие письма ФАС России направила всем сахарным заводам. В случае выявления нарушений антимонопольного законодательства, в том числе необоснованного завышения цен, служба незамедлительно принимает меры реагирования».

Пытаются действовать и другие региональные управления антимонопольного ведомства. Так, Воронежское УФАС возбудило дело в отношении торговых сетей «Пятерочка» и «Магнит». «Сотрудники Воронежского УФАС и региональной прокуратуры провели проверку на рынке сахара. В ходе проверки на складах компаний обнаружены значительные запасы сахара-песка. При этом компании синхронно не поставляли в магазины товар, поддерживая ажиотажный спрос», – сообщил телеграм-канал ФАС России.

Одновременно ФАС сообщила о проведении антикартельных проверок крупнейших производителей сахара. Телеграм-канал ФАС рассказал: «Проверочные мероприятия проводятся на фоне резкого повышения цен на сахар, а также необоснованного сокращения товара на рынке. Внеплановые выездные проверки проходят в отношении НКО «Cоюз сахаропроизводителей России», ООО «Группа Компаний «Русагро», ООО «Русагро-Центр», ООО «Продимекс», ООО «ГК «Доминант», ООО «Торговый Дом «Доминант» и ООО «ЧеховСахар».

 

Цены – под контроль!

Возникшая ситуация на рынке ребром ставит вопрос о государственном регулировании цен. Как ни странно, но в России уже создан для этого правовой механизм. В 1995 г. президент РФ Борис Ельцин издал Указ № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». На основании данного указа правительство страны приняло одноименное постановление, которым были утверждены перечни продукции, в том числе и товаров народного потребления, подпадающих под государственное регулирование цен (коммунальные ресурсы, лекарства, продукты детского питания).

В 2009 г. был принят Федеральный закон № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Частью 5 статьи 8 закона № 381-ФЗ установлено, что Правительство РФ на территории региона или группы регионов вправе устанавливать предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости в целях стабилизации цен на них.

15 июля 2010 г. Правительство РФ приняло Постановление № 530, которым были утверждены «Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости». «Правила» гласят: «Предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (далее – продовольственные товары), реализуемые на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 60 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составляет 10 и более процентов с исключением сезонного фактора». Вышеназванным постановлением также был утвержден «Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены». В данном «Перечне» указано 24 вида социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.

Опираясь на данные Самарастата, можно заметить, что в Самарской области за два месяца более чем на 10% выросли цены на некоторые социально значимые товары первой необходимости, указанные в перечне (см. таблицу). Больше всех за 60 дней подорожал сахар (на 55%), также критический рубеж перешагнули цены на соль (18,5%), вермишель (12%), говядину (11%), капусту (21%), лук (13%) и морковь (32%). Впрочем, рост цен на овощи можно списать на сезонный фактор.

Таким образом, федеральное правительство может уже сейчас принять решение о том, чтобы на три месяца заморозить цены на ряд товаров первой необходимости, которые критически подорожали. Однако правительство сознательно не идет на такой шаг, либеральничает. 15 марта газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщила, что первый заместитель председателя правительства РФ Андрей Белоусов поручил антимонопольной службе разобраться с взлетевшими ценами на сахар, а министрам – провести встречи с производителями и торговыми сетями. «Задача – выявить звено в единой цепочке поставок, на котором происходит значительное завышение цен на сахарный песок, и принять меры, а не ввести госрегулирование», – рассказал источник издания, близкий к правительству. 

Уже пора признать, что рыночные механизмы показали свою несостоятельность. В условиях повышенного спроса рынок не смог удовлетворить потребности населения, которое решило запастись продовольствием впрок. Монополисты целенаправленно поддерживают дефицит, руководствуясь своими корыстными интересами. При таких обстоятельствах очевидна необходимость государственного регулирования цен, причем по всей цепочке – отпускных, оптовых, розничных. Однако правительство не решается воспользоваться даже имеющейся правовой базой и радикальным образом менять ситуацию. Вместо этого власть предпочитает проводить встречи с воротилами бизнеса, уговаривать их, т. е. переливать из пустого в порожнее. По сути, это означает, что ситуация пущена на самотек. Населению, видимо, остается осознать, что сладкая жизнь закончилась.

 

Андрей НИКИТИН

 

Справка

Во всех регионах, в том числе в Самарской области, действует «горячая линия» по вопросам необоснованного роста цен на социально значимые товары и услуги (номер телефона 200-15-37, время работы с понедельника по пятницу с 9:00 до 16:00). Граждане с ее помощью могут сообщить о росте цен не только на продукты, но и на непроизводственные товары и услуги (лекарства, стройматериалы, бытовая техника, электроника, услуги связи и интернет и др.). Полученные сведения используются для выявления и пресечения необоснованного роста цен, а также принятия мер в отношении недобросовестных участников рынков.