Знаковым событием весенней сессии Государственной думы восьмого созыва стала поддержка проекта обращения фракции КПРФ к президенту РФ о признании ДНР и ЛНР. Мы изначально поддерживали стремление населения Донбасса к независимости и регулярно ставили этот вопрос с трибуны Государственной думы.

Предпринятый руководством нашей страны решительный шаг был продиктован отношением официальной Украины к жителям Донбасса, значительная часть которых имеет российское гражданство, несгибаемостью тысяч мирных жителей и бойцов народной милиции ЛНР и ДНР, в течение долгих лет сдерживающих агрессию бандеровцев-неонацистов. Мириться с этим дальше было нельзя. Начало проведения специальной военной операции — тяжёлое и ответственное, но вынужденное решение.

Сложившаяся ситуация поставила неотложную задачу по поддержке на законодательном уровне беженцев и иных категорий прибывающих с Украины граждан.

Ранее решённый в отношении жителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины вопрос об освобождении их от госпошлины при получении гражданства РФ не потерял остроту для жителей территории Донбасса, Запорожской и Херсонской областей, на которых также распространяется указ президента РФ об упрощённом порядке получения российского гражданства.

29 июня был принят Государственной думой, а затем одобрен Советом Федерации законопроект «О внесении изменений в статью 333-35 Налогового кодекса Российской Федерации», который освобождает беженцев из Донбасса от уплаты госпошлины за оформление российского гражданства и выдачу разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.

Значение его трудно переоценить — он касается сотен тысяч людей, спасающихся от бесчинств украинских неонацистов. За оформление российского гражданства и выдачу разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации каждый обязан был заплатить госпошлину размером 3500 и 1600 рублей соответственно. В перерасчёте на всех членов семьи это весьма значительная сумма. А ведь от оформления этих документов зависят и трудоустройство беженцев, и возможность получения ими полиса медицинского страхования.

Уже одобрен Советом Федерации и ждёт подписи президента ещё один первоочередной законопроект, вносящий изменения в Федеральный закон «О беженцах». Сейчас лишь 10% людей, прибывающих в Россию с территории Украины, из ДНР и ЛНР, имеют официальный статус беженца, ибо одним из условий его получения является обязанность сдать на хранение в органы внутренних дел украинский паспорт или паспорта ДНР и ЛНР. После вступления закона в силу гражданам Украины, ДНР и ЛНР, вынужденным бежать в Россию с территорий, охваченных военными действиями, которые надеются на скорейшее возвращение домой, не надо будет сдавать паспорта ради получения удостоверения беженца. Замечу, что для всех остальных иностранцев правила остаются прежними.

У подавляющего большинства беженцев отсутствует валюта Российской Федерации, а имеющиеся на счетах гривны не обмениваются в банках. Единовременная материальная помощь в размере 10 тыс. рублей выплачивается с задержкой на 2—3 недели, что не только затрудняет своевременную заправку и техническое обслуживание автомобиля следующих на личном транспорте людей, но и порой не позволяет даже нормально питаться в пути!

В центре внимания комитета остаются вопросы межгосударственного сотрудничества на пространстве СНГ, унификации законодательства государств — участников Евразийского экономического союза, ОДКБ, Союзного государства, обеспечения межпарламентского взаимодействия со странами СНГ, а также участия Государственной думы в Межпарламентской ассамблее СНГ, Парламентской ассамблее ОДКБ, Парламентском собрании Союза Беларуси и России, совещании спикеров парламентов стран Евразии.

Особое место в нашей работе занимает поддержка русскоязычного населения. За пределами РФ сегодня проживают около 30 млн наших соотечественников. Вопрос их репатриации остаётся одним из острейших. Решаясь на переселение, человек должен иметь чёткое представление о том, как он может вернуться на Родину. Наш комитет подготовил предложения по доработке Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Законодательной поддержки требует сфера гуманитарного присутствия России в мире. Мы продолжаем работу по консолидации общин русских соотечественников за рубежом: оказываем поддержку русскому языку, культуре, русскоязычному образованию.

Работа комитета не ограничивается законотворческой деятельностью. Заявленные цели достигаются также проведением различных мероприятий, среди которых организация парламентских слушаний, «круглых столов» и выставок. За период весенней сессии 2022 года были проведены: выставка лучших работ международного конкурса детского рисунка «ПушкинАрт» (в рамках проекта «Диалог с Пушкиным» в поддержку одарённых детей и талантливой молодёжи и при поддержке Всемирного координационного совета российских соотечественников, проживающих за рубежом); выставка, посвящённая 15-му юбилею сотрудничества поисковиков России и Белоруссии; выставка «Культурный код великих народов», посвящённая Году народного творчества и культурного наследия в Содружестве Независимых Государств.

Состоялся «круглый стол» на тему «Всероссийские и международные траектории сотрудничества в сфере популяризации русского языка, культуры и литературы за рубежом», который проведён в День русского языка, Пушкинский день России.

Члены нашего комитета в период весенней сессии работали слаженно, решая задачу сохранения страны, консолидации народов постсоветского пространства в отражении общей угрозы. Красной нитью нашей работы проходит грядущее 100-летие образования СССР.

Газета "Правда".