Друзья! Товарищи!

Одна из самых стойких традиций нашего народа – живая, действующая и в годы смуты, и в период первой и второй Отечественных войн, в счастливые дни возвращения Крыма и признания ЛНР-ДНР – это сплочение народа. Неистребимая потребность в духовном объединении на основе главных ценностей и достижений.

Объединиться, сомкнуть ряды, затянуть пояса, «всё для фронта, всё для победы» – это про наш народ, наш многонациональный, способный к братской любви и жертве великий народ России.

Подавляющая часть российского общества сегодня готова помочь и чем можно пожертвовать ради желанной победы в объявленной Президентом В.В. Путиным специальной военной операции. Именно поэтому в обществе назрело слишком много вопросов, касающихся прежде всего морально-психологического климата в нашей стране, во многом определяемого как средствами массовой информации, так и частью властных структур и чиновничьего аппарата.

Тревогу – точнее не скажешь – именно тревогу вызывает атмосфера в средней и высшей школе. Уже несколько новых поколений живут в полном отрыве от живой отечественной истории. Создается впечатление, что наших детей, нашу молодежь намеренно отрывают не только от героического прошлого, но и от ярких свидетельств героического настоящего.

История и культура неразрывно, органически связаны друг с другом – и это тоже великая русская традиция. В каком же смысле отечественная культура сегодня соответствует своей истории? Где ее патриотический пафос, так уместный и соответствующий происходящему? Где ее родившиеся «во дни торжеств и бед народных», по выражению Пушкина, новые яркие стихи, песни, симфонии, художественные полотна, спектакли, фильмы, оперы? Или, может быть, всё это уже написано и создано, но кому-то очень невыгодно, чтобы это стало достоянием всего народа?

Мы отчетливо высказали свою позицию в поддержку решения Президента провести специальную военную операцию по демилитаризации и денацификации на Украине и решительно противостоять натовской агрессии.

Между тем, вопросы материально-технического обеспечения вооруженных сил все чаще волнуют наших граждан. Люди, готовые помогать Армии, постоянно сталкиваются с препятствиями со стороны чиновничьей бюрократии, или просто с прямым административным произволом. Пора назвать вещи своими именами. Если эти противодействия квалифицируются как саботаж или диверсия, то определения должны быть озвучены, а виновные названы и наказаны.

Патриотическое настроение нашего народа можно выразить строками из известного стихотворения Константина Симонова «Если дорог тебе твой дом» 1942 года:

Если ты фашисту с ружьем

Не желаешь навек отдать

Дом, где жил ты, жену и мать,

Всё, что Родиной мы зовем,

Так убей же хоть одного!

Так убей же его скорей!

Сколько раз увидишь его,

Столько раз его и убей!

Как известно, Вторую мировую войну принято было называть «войной моторов» и «войной боевой техники». Однако у нее есть и другие определения – «война идеологий», «битва цивилизаций». Американский историк Дэвид Гланц определил Великую Отечественную войну в ее противостоянии фашистской Германии и ее сателлитам как «культур-кампф», то есть битву культур. Сегодня всем от мала до велика – от школьников до министров – следует погрузиться в изучение наследия культурной жизни СССР в годы Великой Отечественной войны. Тем более, что в этом году мы отмечаем 100-летие со дня образования Советского государства.

Громадная армия бойцов духовного фронта включилась в боевую жизнь с первых же дней войны 1941 года. На фронт в качестве военкоров ушли выдающиеся советские писатели: Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Илья Эренбург, Эммануил Казакевич, Константин Симонов, Александр Твардовский и многие другие. Военная публицистика, циклы фронтовой поэзии поднимали дух Армии, укрепляли веру в победу на фронте и, что немаловажно, в тылу. Среди военкоров воевал всемирно известный татарский поэт, автор «Маобитской тетради» Муса Джалиль.

Необходимо напомнить новым поколениям статьи А. Толстого «Что мы защищаем» и Ильи Эренбурга «Что несут фашисты», песню В. Лебедева-Кумача на музыку А. Александрова «Священная война», стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», пьесу А. Корнейчука «Партизаны в степях Украины», стихи Джамбула Джабаева «Ленинградцы, дети мои». Голосом героического Ленинграда стала поэтесса Ольга Берггольц.

Всё это обязано быть в современном радио-, теле- и интернет-эфире! Именно сегодня детям и внукам было бы полезно увидеть фильм гениального украинского режиссера Александра Довженко «Битва за нашу Советскую Украину».

А какое впечатление производили плакаты И. Тоидзе «Мать-Родина зовет» и Кукрыниксов – «Беспощадно разгромим и уничтожим врага»!

Наша выдающаяся советская культура всем своим духом и порывом противостояла геббельсовской «психотерапевтической» развлекухе в стиле «Лили Марлен», ибо Геббельс считал, что «кино и радио надо перестраивать, они должны успокаивать, развлекать и утешать людей».

В марте 1942 года состоялась премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в исполнении Государственного академического оркестра Большого театра СССР. Трансляция шла из города Куйбышева. На передовую в составе фронтовых бригад выезжали любимые и всеми признанные русские исполнители и артисты: тенор Сергей Лемешев, солистка Большого Театра Надежда Обухова, легендарная народница Лидия Русланова. Именно она исполнила песню «Валенки» у стен поверженного Рейхстага под аккомпанемент фронтовых баянистов в мае 1945 года.

Такая насыщенная культурная жизнь, естественно, требовала больших государственных расходов. И страна находила необходимые средства, хотя каждые сутки только на военные нужды тратилось в среднем 388 миллионов полновесных советских рублей. Все эти сложнейшие проблемы снабжения гигантской страны не могли бы решиться, если бы в ней, как в капитулировавших перед Гитлером странах Европы, царили коллаборационистские настроения.

Неудивительно, что люди искусства во всем мире заметили важнейшую черту «войны моторов», которая превратилась в «битву культур». Так, на митинге в Сан-Франциско 29 мая 1942 года, после триумфального показа в США документального фильма «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», знаменитый режиссер и артист Чарли Чаплин призывает к созданию Комитета помощи России и к открытию союзниками второго фронта. А далее Чаплин произнес необыкновенные слова о народе, впервые за Вторую мировую войну нанесшем ответный сокрушительный удар непобедимой до этого гитлеровской армии: «Русский народ, который может так сильно бороться за свою идею – почти святой. Русские, должно быть, имеют чувство чего-то вечного в своих душах. Снова я повторяю – они почти боги, и Бог поймет их, так как ему неинтересна техника». Вот как гениальный артист почувствовал разницу между войной моторов и битвой культур.

Огромную мобилизационную и сплачивающую роль сыграла в годы войны русская советская песня. Необходимо познакомить нашу молодежь с такими песенными шедеврами как «Соловьи-соловьи» Алексея Фатьянова, «В лесу прифронтовом» Михаила Исаковского, «Песня о Днепре» Евгения Долматовского.

Вклад советской культуры в Великую Победу – подлинный феномен в истории Второй мировой войны. И мы обязаны сегодня внимательно изучить и принять на вооружение бесценный опыт того героического времени.

Стоит задуматься также и над тем, что в отсутствие телевидения и интернета неприметная «тарелка» советского радио давала каждому гражданину в сводках Информбюро ощущение родственной связи со всей великой страной.

Ярчайший пример безупречно понимаемой важнейшей роли театра и кино в воспитании советских школьников выражен в Постановлении ЦК ВКП (б) «Об обслуживании детей и подростков театрами и кино» 1943 года, гласившем: «Обязать Комитет по делам кинематографии при СНК СССР организовать выпуск копий документальных, художественных и научно-художественных фильмов для школьных узкопленочных киноаппаратов. Восстановить детские театры в течение 1944 года в Москве, Ворошиловграде, Ростове-на-Дону, Рязани, Сталинабаде…» А далее – в Киеве, Харькове, Днепропетровске, Самарканде, Алма-Ате, Архангельске, Иванове…

Сегодня специальная военная операция на Украине очевидно перерастает в новую Отечественную. Действия «пятой колонны» в России, так долго и вольготно позволяющей себе обрабатывать общественное мнение, должны быть открыто осуждены законом.

Власти давно следовало понять, что насильственно навязанная либеральная модель категорически не отвечает кризисной ситуации в мире и в стране. Новая мобилизационная модель должна быть выработана незамедлительно на основе договоренности всех здоровых патриотических сил при всеобщем народном одобрении.

В этой связи я хотел бы обратить внимание еще на один факт нашей не такой уж далекой истории. Речь идет о событии 1922 года, известном под общим названием «Философский пароход».

Высылка из страны представителей творческой и научной интеллигенции, а также чиновников и некоторых общественных деятелей, выразивших активное несогласие с политикой Советской власти, теперь видится как явление драматическое. Хотя на этом факте многие десятилетия спекулировали враги социализма, приписывая ему отсутствующие в нем смыслы. По существу же ленинское решение по высылке за рубеж несогласных с народной властью, хотя и ярких представителей российской гуманитарной интеллигенции, носило профилактический характер. И, возможно, являлось единственно верным решением в период особого положения в стране.

Сегодня, в сложившихся в России условиях, когда часть нашей либеральной публики добровольно покинула Родину, вспоминаемое нами событие читается при еще более ярком свете. Но только отражаются «новые пассажиры» в этом событии уже как в кривом зеркале.

В истории каждого народа есть периоды, когда забываются взаимные обиды. Есть законы, которые не отменяются ни при каких условиях – «Коней на переправе не меняют». И философские дискуссии на переправе не устраивают. Это понимали те, кто принял Советскую власть и стал сотрудничать с нею. Среди них имена великих русский поэтов Блока и Есенина, ученых Вернадского и Павлова.

Неслучайно в эти же трудные послереволюционные годы Сергей Есенин написал, можно сказать, программное стихотворение «Русь Советская». Признаваясь откровенно в своей растерянности перед новой жизнью и даже некоторых обидах, поэт говорит: «Ну что ж!.. Пускай меня сегодня не поют… Приемлю всё. Как есть всё принимаю… Отдам всю душу Октябрю и Маю… Но и тогда, когда во всей планете пройдет вражда племен, исчезнет ложь и грусть – я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь».

Это к вопросу о тех, кто, покидая сегодня Россию по воде и по воздуху, цинично охаивает ее потом на всех европейских перекрестках.

Анализировать прошлое полезно прежде всего тем, кто должен будет говорить о нем с новыми поколениями. От степени осведомленности и умения понимать суть истории многое зависит и сегодня.

Вот только один из убедительных примеров, смысл которого рассудила сама жизнь. Наиболее известный из отплывших в 1922 году русский философ Николай Бердяев назвал одну из своих работ «Судьба человека». Бердяев был убежден в том, что человек должен защищать свою свободу от государства и общества, так как они стремятся подчинить личность, сделать ее орудием для осуществления общественных целей. Прямо скажем, малоприемлемая теория для революционного времени в России – с его голодом, безпризорничеством, самоотверженным трудом и новым духом коллективизма.

А через 34 года Михаил Шолохов опубликовал рассказ, над которым работал десять лет, и тоже назвал его «Судьба человека». Главный герой рассказа, чья жизнь была подчинена исключительно общественным целям, героически побеждает фашизм, побеждает смерть, побеждает уныние. Глядя на него, гениальный Шолохов, прошедший две войны – Гражданскую и Великую Отечественную – так заканчивает свой рассказ: «Хотелось бы думать, что… этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Дорогие соотечественники! Мы можем быть уверены: сегодня  Родина позвала нас. Пора!  

Геннадий Зюганов,

Председатель ЦК КПРФ.