«Молот» разъясняет

Буквально все при трудоустройстве сталкиваются с тем, что работодатель обещает одно, а платит другое. Если вы устраиваетесь в небольшую компанию или к частнику, все черно-белые риски вам, как правило, известны. Но когда вас принимают в солидную контору или на большой завод, где вы подписываете трудовой договор… Неужели и здесь выплаты будут отличаться от заявленных?

НЕ ВСЁ ПРОЗРАЧНО

Как вы уже, наверное, догадались, речь сегодня пойдет про некогда градообразующее предприятие – автозавод. Обманывают ли здесь с размером заработной платы при трудоустройстве, есть ли система штрафов, санкций? Нет, не обманывают – сколько написали, столько и платят, не штрафуют за непонятные и невыполнимые требования. Всё прозрачно. Хотя… стоп. Не так уж всё прозрачно. Но обо всём по порядку.

Примерно в 2016–2017 годах на автогиганте сотрудников массово стали переводить на оклад, ранее оплата была по тарифу. И при установлении оклада выяснилось, что не всем положена одинаковая сумма. Оказалось, что градаций оклада в каждой профессии по три ступени. Многим установили оклад по первой ступени, некоторым по второй, единицы получили максимальный, третий размер. Мастера и начальники обосновывали данные цифры размером заработной платы за последний год в среднем на предприятии по данной профессии. А также приводили в пример Положение об оплате труда, в котором написано, что каждые полгода работник вправе повысить оклад. Ну не лично, конечно, а на комиссии из числа руководителей, в том числе ваших непосредственных, при соблюдении ряда факторов. Все условия якобы описаны в том самом Положении.

Не всех устроили такие условия. В бригаде, где я работал, таковых набралось три человека, в том числе и я. Одного «сломали» за неделю, уговорили на меньшую ступень (чем ему пригрозили или что пообещали и исполнили ли – не знаю). А я и еще один мой коллега были вызваны на комиссию, в состав которой входили начальник производства, начальник отдела кадров и много еще кого в пиджаках и с золочеными перьевыми ручками. После нескольких встреч, где мы аргументировали свою позицию тем, что данный размер оклада не соответствует реалиям ввиду того, что последние год-два заработок снизился. Мы даже принесли справки о среднем заработке за последние три-четыре года, доказывающие это. В результате нам дали оклад «по среднему».

К слову, именно в это время и создавался профсоюз «МОЛОТ», и когда ко мне пришли с предложением организовать ячейку на предприятии, согласился сразу. Тем более что опыт общения с начальством у меня имелся, было и понимание, что, имея на руках нужные документы и умея грамотно аргументировать положения в них, можно добиться многого.

Но следующие годы профсоюз погряз в судебных тяжбах по непрерывным сокращениям, другим грубым нарушениям со стороны работодателей предприятий города. А потом – то кризис перепроизводства, то ковид, то санкции… Рабочие инстинктивно старались не поднимать вопрос повышения оплаты труда. А ведь многим с тех пор обещанное повышение оклада так и не реализовали. Хотя прошло уже раз десять по полгода.

НОВИЧКУ – БОЛЬШЕ

За последние полгода ситуация в рабочей среде стала меняться, и причиной тому стало то, что на предприятии объявили набор сотрудников. Рабочие с удивлением узнавали, что по их специальности сулят новичкам заработную плату, которую они, отработав десятки лет, не получают. А причина проста – новых рабочих берут по максимальному окладу. Работодатель, видимо, понимает, что словами об официальном трудоустройстве и о хорошем коллективном договоре (от которого остались «рожки да ножки») работников на завод привлечь нельзя. По-настоящему им может быть интересен только размер зарплаты. Правда, это противоречит тому самому Положению о заработной плате, где написано, что вновь трудоустроенный сотрудник получает минимальный оклад, он должен опытом, профессионализмом и другими критериями заслужить повышение.

ДИСКРИМИНАЦИЯ НАЛИЦО?

Не желая мириться с несправедливостью, когда новичкам платят больше, чем опытным рабочим, активисты стали выяснять, как же всё-таки найти возможность заслуженного повышения оклада. И столкнулись со стойким противодействием руководства. Так, например, работнику департамента производственной логистики Юрию Коржову удалось добиться, чтобы его кандидатуру рассмотрели для повышения оклада, но в итоге комиссия отказала. Причину озвучил в личной беседе один из ее членов: вы, мол, не состоите в профсоюзе АСМ (АСМ – официальный на заводе профсоюз работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ. – Прим. авт.). Но критерия принадлежности к тому или иному профсоюзу нет и быть не может в Положении! Иначе это был бы факт открытой дискриминации.

Попытки запросить протокол или какие-то документы, подтверждающие факт отказа в повышении оклада, оказались тщетны. Позже рабочему заявили, что он и вовсе не достоин повышения оклада, так как не вносит предложений по сокращению издержек, не обучает выполнению операций других членов бригады, не освоил операций более высокой квалификации… Это на бумаге. А по факту – в бригаде Коржова за последние несколько лет нет ни одного нового рабочего, а все коллеги имеют стаж по данной профессии не меньше пяти лет. Чему они могут друг друга научить? Они инструкции по безопасности обращения с газовыми баллонами знают лучше инспектора по технике безопасности. При этом все рацпредложения Коржова начальство отвергло. А освоение операций более высокой квалификации невозможно – их просто нет в бригаде. Делать работу за мастера разве что осталось… К слову, Юрий Михайлович имеет высшее образование.

Такая же ситуация сложилась у маляра Гагариной. Задав вопрос, почему ей не увеличивают оклад, услышала в ответ, дескать, ты никого не обучаешь, а если и обучаешь, то неправильно – так как не имеешь аттестации для этого. После написания официального заявления с просьбой направить ее на аттестацию, получила ответ, что все необходимое обучение и аттестация у нее имеются. На запрос о выдаче Положения на ее производстве ей выдали два листа из почти 40-страничного документа. А дальше опять упрямые факты: за последние два года в бригаду Гагариной не было принято ни одного нового работника по ее специальности, все операции она освоила уже несколько лет назад и так далее, и тому подобное…

Подобных случаев на предприятии десятки, если не сотни. Водителям, сварщикам, транспортировщикам, малярам, слесарям отказали в аттестации по повышению оклада.

Экономят на рабочих

Положение о зарплате написано так, что оно, получается, действует как инструмент подавления несогласных, как инструмент экономии на заработной плате рабочих. Без мастеров нельзя реализовать рационализаторское предложение, так как одним из его соавторов обязательно должен быть инженер. Без работодателя, если он не примет новичка, некого учить. Да и мастер сам определяет того, кто будет обучать. Причем интересно, что обучать нужно человека, у которого оклад априори выше, чем у наставника! А наставнику то ли добавят, то ли нет к окладу.

Через полгода документы комиссии по аттестации уничтожаются, и пойди докажи, что там и как было. Одни учат и получают меньше тех, кого учат. Абсурд? Абсурд! И дискриминация!

Обиднее всего, что подобная катавасия происходит сейчас на одном из самых больших предприятий нашего города! Автозаводе, на который сегодня направлены взоры многих политиков, экономистов, а также граждан, радеющих за то, чтобы в России было свое автомобилестроение, свои качественные автомобили!

Сегодня, когда квалифицированные специалисты стали в дефиците, а работодатель готов искать трудовые кадры в других регионах, настало время рабочих. Рабочих, отдавших часть своей жизни предприятию, вытерпевших все перипетии и кризисы, всегда входивших в положение начальства. Им пришло время выдвинуть работодателю свои требования о достойной заработной плате, о справедливом и прозрачном ее начислении, пересмотре ряда документов, в том числе Положения об оплате труда.

Приходите в «МОЛОТ», вместе будем противостоять дискриминации и непомерной эксплуатации рабочих.

Григорий БАСИСТЫЙ, председатель Межрегионального профсоюза Приволжского федерального округа «МОЛОТ»