На грани выживания

По его мнению, многотысячная армия рабочих завода поставлена на грань физического выживания. Если до кризиса рабочий на конвейере получал с учётом переработок и премий 13-15 тысяч рублей, то теперь заработать больше 6-7 тысяч возможности практически нет. Кризис обрушил спрос на автомобили.

Кризис кризисом, но корень большинства сегодняшних бед АвтоВАЗа - в неэффективном руководстве. Смотрите, что получается, отмечает Л. Калашников, прошлый год, несмотря на кризис, должен был стать «золотым» для отечественного автопрома - из-за девальвации рубля цены на иномарки стремительно выросли, наши машины стали более конкурентоспособными. Но заводские власти не использовали этот шанс, наоборот - вслед за иномарками повысили цены.

В результате завод завершил прошлый год с убытком более чем в 6 миллиардов рублей - не слишком-то грамотна подобная маркетинговая политика. К тому же «эффективные менеджеры» очень легко идут на увеличение непроизводственных расходов, в прошлом году они выросли в несколько раз. Например, был приобретен пакет акций «Новикомбанка» за 1,6 миллиарда рублей - это в четыре раза больше, чем потрачено на подготовку и освоение новых видов продукции. Вдвое увеличены расходы на рекламу, в то время как кризис заставляет урезать рекламные бюджеты. За консультационные услуги «Тройки-Диалог» АвтоВАЗ выплатил 342 миллиона рублей, тогда как в 2007 году эти расходы составили 13 миллионов, то есть услуги консультантов подорожали в 26 раз. Мыслимое ли дело!

А что уж говорить об оплате менеджмента. Конечно, о себе хозяева не забыли и исправно получали бонусы и компенсации за провальную, по сути, работу. Зарплата и разнообразные выплаты одних только 50 вице-президентов - более 100 миллионов рублей в месяц. Где же с такими масштабами трат думать о каких-то там рабочих? Можно не сомневаться, что 25 миллиардов госпомощи заводу вновь «растворятся» - уйдут на бешеную зарплату топ-менеджеров, до рабочих не дойдет ни рубля из этой суммы.

Заводское руководство попросту издевается над рабочими, пользуясь их безвыходным положением: ведь в Тольятти практически негде больше работать. Творят что пожелают. Например, за шесть часов требуют выполнить норму полного дня. Это значит, что конвейер бежит с такой скоростью, что человек после работы просто падает без сил.

Без права на жильё

Но хозяевам мало того, что рабочие и так уже доведены до бедственного положения, их еще жилья хотят лишить. В заводских общежитиях плату за проживание вздули так, что зарплаты не хватает. В прошлом году без всякого согласования с жильцами ввели новый порядок оплаты за проживание Теперь платить надо не за метраж, как раньше, а за каждое койко-место: 1080 рублей за место для работника ВАЗа и 1285 - для тех, кто на заводе не работает, то есть для членов семей заводчан и сотрудников тех предприятий, которые выведены из состава ОАО «АвтоВАЗ». Получает рабочий свои 6-7 тысяч зарплаты и думает: то ли за общагу заплатить, то ли детей накормить?

Доведенные до отчаяния люди решили бороться. Они требуют, чтобы им разрешили приватизировать комнаты в общежитии и оплачивать их по муниципальным тарифам. Поскольку руководство глухо к их требованиям, обращаются в суд. Автозаводский районный суд города их иск отклонил - никто не решается конфликтовать с хозяевами АвтоВАЗа. Обитатели общежитий готовы идти дальше - вплоть до Верховного суда России.

Не так давно они вышли на митинг протеста. Требования те же: приватизация жилья и оплата по нормальным тарифам. На митинге говорили и о тяжелой ситуации на заводе, о сокращении рабочего дня и возможной остановке производства, о недопустимо огромном разрыве между зарплатой рабочих и топ-менеджеров (в сотни раз!). Депутат Тольяттинской гордумы, член фракции КПРФ С. Филатов отметил, что одна из главных движущих сил протеста - женщины, матери маленьких детей. Заводская администрация напрасно, по его мнению, недооценивает решимость женщин идти до конца в борьбе за нормальные условия жизни для своих детей.

Словом, если социальная напряженность на АвтоВАЗе будет расти, то масштаб конфликта может намного превзойти пикалёвский, демонстративно разруливать который пришлось лично премьеру В. Путину. Депутат-коммунист заверил, что фракция КПРФ будет и впредь активно поддерживать справедливые требования рабочих. Он выступил с инициативой создать в городской Думе рабочую группу для урегулирования социальных отношений работников и руководства ВАЗа. Напомнил, кстати, что президент Д. Медведев пригрозил отставкой губернаторам, которые не в состоянии самостоятельно разрешать местные конфликты. Бывшему директору ВАЗа, а ныне губернатору Самарской области В. Артякову следовало бы зарубить это себе на носу. Пока же конфликт на заводе и общее тяжелое положение в городе он откровенно игнорирует.
 
Подготовлено по материалам сайта kprf.ru