Внести в Федеральный закон от 12 февраля 2001 года №12-ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" следующие изменения:
- Статью 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №12-ФЗ признать утратившей силу.
- Настоящий закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Президент Российской Федерации
Д.Медведев.
* * *
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи"
Статья 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ предусматривает, что Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. На основании этой нормы бывший Президент не может быть привлечён к уголовной или административной ответственности за деяния, совершённые им в период исполнения полномочий Президента РФ. Он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента РФ. Неприкосновенность распространяется также на занимаемые этим лицом жилые и нежилые помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, личную переписку.
Положения данной статьи закона противоречат Конституции РФ, признанным Россией нормам международного права и действующему в РФ уголовному законодательству.
По смыслу статьи 91 Конституции РФ, неприкосновенностью обладает только действующий Президент РФ. Каких-либо условий или оснований для распространения института неприкосновенности на бывшего Президента РФ Основной закон не содержит.
Наделение бывшего Президента РФ, ставшего после сложения полномочий Президента РФ обычным гражданином, неприкосновенностью противоречит статье 6 (часть 2) Конституции РФ, которая провозглашает, что каждый гражданин РФ обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией страны.
Кроме того, распространение института неприкосновенности на лицо, оставившее пост Президента РФ, противоречит статье 19 (части 1 и 2) Конституции РФ, которой установлен принцип равенства всех перед законом. В соответствии с ним государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 15 Конституции РФ её нормы обладают высшей юридической силой, прямым действием на всей территории РФ, а принимаемые в РФ законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.
Таким образом, положения статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ не имеют юридической силы и подлежат отмене, поскольку прямо противоречат статьям 6 (часть 2), 15 (часть 1) и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Положения статьи 3 противоречат нормам, заложенных в статьях 2 и 26 Международного Пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., обязывающих государство обеспечить равенство всех перед законом и эффективное средство правовой защиты, даже если нарушение этого правила было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве. Противоречат они и статье 13 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, также гарантирующей право каждого на эффективное средство правовой защиты в государственном органе признанных Конвенцией прав и свобод, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Указанные международные документы ратифицированы и признаны РФ. В силу этого обстоятельства и на основании части 4 статьи 15 Конституции РФ положения статьи 3 Федерального закона от 21 февраля 2001 г. № 12-ФЗ не могут применяться, поскольку они противоречат правилам признанных РФ международных договоров.
Наделение бывшего Президента РФ неприкосновенностью, то есть иммунитетом от уголовной ответственности за совершение им противоправных деяний, противоречит основополагающим принципам российского уголовного права.
Статьёй 1 Уголовного кодекса РФ установлено, что он основывается на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права и является единственным источником норм российского уголовного права. Приоритет УК РФ в сфере уголовного права дополнительно закреплён в его статьях 2 (часть 2) и 3 (часть 1), из которых следует, что преступность деяния, а также наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК РФ, он же устанавливает основание и принципы уголовной ответственности. Это означает, что ни один другой закон, вторгающийся в сферу действия уголовного закона, не может действовать вне УК РФ и тем более противоречить ему.
Данный вывод подтверждается позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в его Постановлении от 29 июня 2004 г. № 13-П. Из него следует, что установление новых норм в области уголовного права, согласно самой сути и природе уголовного закона, должно быть согласовано с УК РФ. Появление в этой сфере норм, противоречащих УК РФ недопустимо, поскольку нарушает права и законные интересы граждан, дестабилизирует единое правовое пространство в сфере уголовного права.
УК РФ установлено, что уголовной ответственности не подлежит лицо, не достигшие определённого возраста (статья 20), лицо, которые во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости (статья 21). Кроме того, основаниями для освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших преступление, могут быть деятельное раскаяние (статьи 75), примирение с потерпевшим (статья 76), истечение сроков давности (статья 78). Освобождение от уголовной ответственности на основании наделения бывшего Президента РФ или иных лиц иммунитетом в виде неприкосновенности УК РФ не предусмотрено.
Противоречия между положениями статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ и УК РФ ослабляют гарантии государственной защиты конституционных прав и свобод граждан и порождают произвол в правоприменительной практике.
Исключение из Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ статьи 3 приведёт содержание этого закона в соответствие с Конституцией РФ и восстановлению единого правового пространства уголовного закона.
Источник: www.kprf.ru