Суть предлагаемой системы антикоррупционных мер в её комплексности. Ни одна из перечисленных мер не может быть вырвана из контекста и реализована, с надеждой на скорый результат. Все перечисленные меры будут осуществляться одновременно, в надлежащем объеме.
1. Широкий общественный контроль за должностными лицами всех уровней
Создание системы общественного контроля и публикации сведений об имущественном положении членов правительства, крупных государственных чиновников, членов их семей, депутатов федерального и региональных парламентов, глав регионов. Рассмотрению подлежит их материальное положение, наличие дополнительных источников доходов, совмещение различных должностей и родов деятельности, а также изменение их материального положения «в режиме реального времени». Построение подлинно демократического государства невозможно без пристального и жесткого контроля чиновников всех уровней со стороны общества.
Законодательные инициативы:
1) Введение в уголовное законодательство РФ понятия «незаконное обогащение» в соответствии со ст. 20 Конвенции ООН против коррупции: «признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». Для введения данной правовой нормы в российское законодательство необходимо введение института обязательной публикации расходов госслужащего и членов его семьи, круг которых может быть расширен в целях более эффективного противодействия легализации чиновниками незаконных доходов;
2) Законодательное закрепление принципа прозрачности прохождения всех финансовых счетов государственных лиц и госслужащих.
2. Создание специализированных государственных структур по борьбе с коррупцией и расширение полномочий Счетной палаты РФ
Помимо общественного контроля, необходимо создать специализированные структуры, обладающие политической и функциональной самостоятельностью для эффективной борьбы с злоупотреблениями властью или служебными полномочиями (коррупцией) в высших органах власти. Эти структуры будут обладать надлежащей квалификацией и ресурсами для выполнения своих задач. В число их основных задач будет входить проверка случаев злоупотреблений среди государственных чиновников и сообщение о них соответствующим органам для принятия необходимых мер дисциплинарного характера. Кроме этого, подобные структуры будут вести наблюдение и изучать методы работы потенциально подверженных коррупции государственных органов с целью обнаружения возможных недостатков в системе управления.
Законодательные инициативы:
3) Расширение полномочий Счетной палаты с перспективой наделения ее судебными функциями для «преследования за нарушения, допущенные при использовании государственных средств их распорядителями, независимо от того, являются они государственными служащими или нет, и преследования цели возмещения нанесенного ущерба». При этом Счетная палата будет не подменять собой, а дополнять другие правоохранительные органы: СП не будет иметь полномочий налагать на нарушителей каких-либо санкций, но выявленные нарушения должны в особо оговоренных в законе случаях повлечь за собой уголовное наказание с возможностью обжалования вынесенных Судом Счетов решений. Схожей компетенцией обладает, например, Суд Счетов в Испании;
4) Введение института Уполномоченного по этике в органах власти Российской Федерации
3. Расширение контрольных функций парламента
Для эффективной борьбы с коррупцией будут усилены контрольные функции Федерального Собрания, включая возможность создания специальных парламентских комиссий по расследованию резонансных преступлений коррупционной направленности. Парламентские расследования станут активно применяемой формой парламентского контроля. При этом законодательные (представительные) органы всех уровней получат реальные полномочия для контроля над расходованием бюджетных средств и за госкорпорациями (Газпром, Роснано, Олимпстрой, Ростехнологии, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и др.)
Законодательные инициативы:
5) Принятие законопроекта «О парламентском контроле в Российской Федерации»
4. Гласность как одно из средств преодоления коррупции
Все сообщения общественных организаций и частных лиц должны рассматриваться. Все факты поимки коррупционеров и суда над ними должны освещаться в прессе. Наряду с правоохранительными органами журналисты получат необходимые правовые гарантии для полноценных собственных расследований в отношении чиновников. Только доступностью информации о конкретных фактах реализации антикоррупционной программы можно вернуть потерянное доверие населения к правительству и его возможности реально бороться с коррупцией.
Законодательные инициативы:
6) Принятие законопроекта, устанавливающего открытость всей статистики правоохранительных органов по результатам борьбы с преступностью, в т.ч. преступлениями коррупционного характера, публикация перечня нормативных актов, содержащих коррупциогенные факторы.
5. Ужесточение наказаний за коррупционные преступления, усиление неотвратимости наказания
Коррупция на законодательном уровне будет признана одной из серьезных внешних и внутренних государственных угроз, так как политическая коррупция может привести к неконтролируемости политической ситуации в стране; экономическая же коррупция снижает эффективность регулирующей деятельности государства и в целом подрывает экономику. Наиболее опасные коррупционные преступления будут приравнены по санкциям к нарушению конституции и акту государственной измены.
Законодательные инициативы:
7) Внесение в законодательство РФ необходимых изменений и дополнений, расширяющих сферу применения института конфискации имущества в качестве санкции за преступления коррупционной направленности.
Обоснование. Для усиления предупредительной составляющей нормы о конфискации имущества предлагается предусмотреть конфискацию не только нажитого преступным путем, но и имущества, нажитого законным путем, если потом в него "влились преступные доходы".
Помимо этого, конфискация имущества будет активно применяться и как дополнительная мера наказания за тяжкие наркопреступления, организацию преступного сообщества и совершение террористического акта;
8) Внесение в законодательство РФ необходимых изменений и дополнений, расширяющих применение лишения свободы в качестве основной санкции за преступления коррупционной направленности;
Обоснование. По данным Минюста в России в среднем на каждые 25 дел о коррупции приходится только один судебный приговор, по которому провинившийся чиновник действительно оказался за решеткой. Например, в 2007 году к условному сроку или штрафу приговорили 86,9% коррупционеров, в 2009 году - 85,2%. Такой низкий процент реальных тюремных сроков от общего числа вынесенных приговоров (и это при том, что судебная система в России имеет ярко выраженный обвинительный уклон), на наш взгляд, способствует появлению чувства фактической безнаказанности у коррупционеров всех рангов;
9) Внесение в законодательство необходимых изменений и дополнений, предусматривающих увеличение сроков давности по коррупционным преступлениям.
Обоснование. Характерный пример: летом 2008 года гражданин Яковлев, исполняя обязанности вице-губернатора Ленинградской области и председателя областного комитета финансов, т. е. являясь основным распорядителем бюджетных средств, разместил на депозитах в коммерческих банках 6 млрд. 650 млн. руб. При этом он превысил запланированный к размещению квартальным кассовым планом размер бюджетных средств почти на 2 млрд. руб. Большая часть денежных средств (около 1,9 млрд. руб.) была похищена руководством банков.
Сама логика произошедшего позволяет предположить в действиях г-на Яковлева коррупционную составляющую, однако гособвинение не только инкриминировало Яковлеву всего лишь ч.1 ст.293 УК РФ («халатность»), но и через четыре месяца после возбуждения уголовного дела закрыла его в связи с истечением срока давности, который по данному виду преступлений составляет всего лишь два года.
10) Разработка альтернативного правительственному законопроекта о госзакупках.
Обоснование. Значительная часть преступлений коррупционной направленности совершается из-за наличия множества лазеек в законодательстве о госзакупках. При этом ущерб от преступлений в сфере госзакупок огромен: «экономический эффект от очищения порочных закупок, по самым консервативным оценкам, может превысить 1 триллион рублей» (Источник: Чуйченко - помощник Президента Российской Федерации — начальник контрольного управления Президента Российской Федерации).
6. Комплекс государственных мер по формированию у населения нетерпимости к коррупционным преступлениям.
Усилия воспитания и образования; культурные, социальные и общественные рычаги влияния должны быть использованы для изменения отношения к коррупции среди населения. Необходимо создание системы общественного резонанса и порицания помимо административного и уголовного наказания. Только создание в общественном мнении представления о коррупции как о позорном и страшном преступлении, постепенно, естественным образом, изменит отношение к коррупции, и тогда государственный чиновник, уличённый во взяточничестве, будет естественным образом рассматриваться с точки зрения морали как враг государства.
7. Создание системы социально-правового контроля и морального воздействия на поведение политиков и чиновников.
Осуществление регламентированной законом регистрации лиц, против которых выдвинуто обвинение в причастности к организованной преступности и коррупции. Факт такой регистрации должен доводиться до сведения общественности через средства массовой информации и являться правовым основанием для установления контроля за поведением конкретного лица, источниками его доходов и может повлечь применение к нему ряда правоограничений, препятствующих совершению правонарушений, легализации и расходованию средств, добытых преступным путём, в том числе полученных в виде взяток. В случае доказанности его преступлений, его имя должно появиться в списке, упомянутые в котором в течение длительного промежутка времени не могут более занимать руководящих должностей в государственных структурах и даже частном секторе (эта мера, в зависимости от тяжести совершенного коррупционного преступления, может быть пожизненной или временной).
8. Создание законодательной базы для использования экономических инструментов и санкций для борьбы с коррупцией
Для эффективного противодействия коррупции законодательно будет определено, что такого рода преступления рассматриваются в качестве фактора, имеющего значение для аннулирования или расторжения контрактов, или отзыва концессий или других аналогичных инструментов, или принятия иных мер по исправлению создавшегося положения.
Законодательные инициативы:
11) Ратификация статьи 34 Конвенции ООН против коррупции.
9. Защита интересов пострадавших от коррупции на государственном уровне
Законодательно будет обеспечено, чтобы юридические или физические лица, которые понесли ущерб в результате какого-либо коррупционного деяния, имели право возбудить производство в отношении лиц, несущих ответственность за этот ущерб, для получения компенсации
Законодательные инициативы:
12) Ратификация статьи 35 Конвенции ООН против коррупции
.
10. Смена власти, преодоление политического монополизма как условие победы на коррупцией.
Например, до сих пор не ратифицирована 20-я Статья Конвенции ООН против коррупции, предложение о ратификации которой выдвинула фракция КПРФ. Отвергнута законодательная инициатива депутата-коммуниста Н.В.Коломейцева. «Зависли» многие другие законодательные антикоррупционные инициативы, принятие которых возможно при изменении соотношения политических сил в Государственной Думе, преодоление политической монополии одной партии и конституционной смены власти.
* * *
Для содействия в реализации данной программы будут осуществлены следующие мероприятия:
1. С целью получения и сбора информации о должностных преступлениях, анализа динамики основных составляющих этого явления в государственных структурах и структурах местного управления; в политике и бизнесе; в правоохранительных и судебных органах, будет создано единое открытое пространство в Интернете – специализированный веб-сайт (http://beyvora.ru/), на котором граждане страны могут сообщать об известных им противоправных действиях, а также получать консультационную помощь и знакомиться с запросами депутатов-коммунистов.
2. Депутатами фракции КПРФ в Госдуме будет продолжена законодательная деятельность по внесению поправок, приближающих нашу страну к единым международным стандартам борьбы с организованной преступностью и коррупцией всех уровней.
3. Телефоны в общественных и депутатских приёмных КПРФ – работают в режиме «горячих линий», куда граждане, не имеющие доступа к веб-странице, сообщают о фактах нарушения их прав и совершения против них экономических, в том числе и коррупционных, преступлений.
В связи с этим, ключевой задачей КПРФ в преодолении коррупции является обретение парламентскими и правовыми методами реальных полномочий для борьбы с нарушениями конституционных прав граждан России, противодействие организованной экономической преступности в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции и реализация данной антикоррупционной программы КПРФ.
Источник: www.kprf.ru